ПРОВЕДЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ ПО ГЛАЗАМ

Вопрос: 
Желательно ли во время азана, когда читают «Ашхаду анна Мух̣аммадан Расу́лу-Лла́хẋ», проводить большими пальцами обеих рук по глазам?

ОТВЕТ:

جمال بن عبد الله عمر المكي يذكر فى فتاواه:

Джамал бин Абдуллах Умар аль-Макки упомянул в своих фетвах:

"سئلتُ عن تقبيل الإبهامين و وضعهما على العينين عند ذكر اسمه (صلى الله تعالى عليه و سلم) فى الأذان هل هو جائز أم لا؟

«Меня спросили о целовании ногтей больших пальцев и проведения ими по глазам при произнесении муэдзином имени Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: дозволено это или нет?»

أجبتُ بما نصّه: نعم تقبيل الإبهامين و وضعهما على العينين عند ذكر اسمه (صلى الله تعالى عليه و سلم) فى الأذان جائز، بل هو مستحب و صرّح به مشائخنا فى غيرما كتاب". 
(فتاوى جمال بن عبد الله عمر المكي)

«Я ответил, что это действие дозволено и даже желательно (мустахабб). И это пояснили нам наши учёные во многих книгах».
[Фатава джамал ибн 'Абдулла Умар аль-Макки].

Также он пишет:

و قد صُرّحَ استحبابُ و استحسانُ هذا العمل  فى الكتب الفقهية من بينها ما يلى:
 1جامع الرموز شرح النقاية 2 مختصر الوقاية 3 الفتاوى الصوفية 4 كنز العباد5 ردّ المحتار حاشية الدرّ المختار ، و غيرها من كتب الفقه.  

«О желательности этого действия подробно говорится и в следующих книгах:
- «Джами'у ар-Румуз шарх ан-Никаят»,
- «Мухтасар аль-викаят»,
- «Аль-Фатава ас-Суфия»,
- «Канзаль-'Убад»,
- «Радд аль-Мухтар хашия ад-Дурр аль-Мухтар», а также и в других книгах по фикху».

قال الطحطاوي الحنفي في حاشيته بعد ذكر الأحاديث الواردة في وضع الإبهامين:

Ханафитский учёный ат-Тахтави в своих субкомментариях после того, как перечислил хадисы о проведении пальцев по глазам, пишет:

ﻭﺑﻤﺜﻠﻪ ﻳﻌﻤﻞ ﻓﻲ اﻟﻔﻀﺎﺋﻞ ) ١\٢٠٦(

«За подобными хадисами следуют в благих деяниях (фадаиль аль-а'маль)»

[См.: Хашия мараки аль-Фалах, т. 1, с. 206].

ولكن قال ابن عابدين في حاشيته:

Однако ибн 'Абидин в своих субкомментариях говорит:

ﻭﻧﻘﻞ ﺑﻌﻀﻬﻢ ﺃﻥ اﻟﻘﻬﺴﺘﺎﻧﻲ ﻛﺘﺐ ﻋﻠﻰ ﻫﺎﻣﺶ ﻧﺴﺨﺘﻪ ﺃﻥ ﻫﺬا ﻣﺨﺘﺺ ﺑﺎﻷﺫاﻥ، ﻭﺃﻣﺎ ﻓﻲ اﻹﻗﺎﻣﺔ ﻓﻠﻢ ﻳﻮﺟﺪ ﺑﻌﺪ اﻻﺳﺘﻘﺼﺎء اﻟﺘﺎﻡ ﻭاﻟﺘﺘﺒﻊ  ) ١\٣٩٨

«Один из учёных передал, что аль-Кухустани написал на полях своей книги, что желательность данного действия относится только к азану. А что касается икамата, то относительно него ничего не нашлось после подробного изучения и исследования»

[См.: Хашия ибн 'Абидин, т. 1, с. 398].

•┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•

©️ Отдел фетв, Муфтият РД
↘️Почта: [email protected]  
↘️Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .