Продажа с условиями

Вопрос: 
Может ли продавец или покупатель ставить в договоре купли-продажи условия, противоречащие сути сделки купли-продажи, например, продавец ставит условие, чтобы покупатель в случае дальнейшей перепродажи товара не продавал его, кроме как первичному продавцу или покупатель ставит условие продавцу, например: я покупаю у тебя ткань, с условием что ты сошьешь из нее одежду?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Одним из основных условий, без которого сделка купли-продажи считается недействительной, является отсутствие условий со стороны продавца или покупателя при продаже товара. То есть при заключении сделки стороны не имеют права ставить условия, противоречащие сути сделки.

Если продавец скажет: «Я продаю тебе эту машину с условием, что и ты мне продашь свою машину», или «Если в дальнейшем ты захочешь ее продавать, продашь только мне»  или «Я продаю тебе эту машину, с условием, что ты ее в дальнейшем не будешь ни продавать, ни дарить, ни сдавать в аренду», или же покупатель скажет: «Я покупаю у тебя этот урожай, с условием, что ты ее соберешь сам», или «Я покупаю у тебя ткань, с условием, что ты сошьешь из нее одежду», то такие сделки считаются недействительными.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة المجموع: الخامس وهو أن يشترط ما سوى الأربعة من الشروط التي تنافي مقتضى البيع بأن باعه شيئا بشرط أن لا يبيعه ولا ينتفع به اولا يعتقه اولا يقبضه اولا لا يؤجره أو لا يطأها أو لا يسافر به أو لا يسلمه إليه أو بشرط أن يبيعه غيره أو يشتري منه أو يقرضه أو يؤجره أو خسارة عليه ان باعه بأقل أو انه إذا باعه لا يبيعه إلا له أو ما أشبه ذلك فالبيع باطل في جميع هذه الصور وأشباهها لمنافاة مقتضاه ولا فرق عندنا بأن يشرط شرطا واحدا أو شرطين.[¹]
عبارة مغني المحتاج: (ولو اشترى زرعا بشرط أن يحصده البائع) بضم الصاد وكسرها أو ويحصده البائع (أو ثوبا) بشرط أن يخيطه البائع أو (ويخيطه) البائع وما أشبه ذلك (فالأصح) من طرق ثلاثة (بطلانه) أي الشراء لاشتماله على شرط عمل فيما لم يملكه المشتري الآن؛ لأنه لم يدخل في ملك المشتري إلا بعد الشرط،[²]
______
[¹] См.: Аль-маджму шарх аль-Мухаззаб, т. 9, с. 368.
[²] См.: Мугни аль-мухтадж, 2. 1, с. 381.
•————•✿❁✿•————•
© Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .