Продажа имущества, с которого не выплачен закят

Вопрос: 
Имеет ли право хозяин закятооблагаемого имущества продавать или использовать в качестве арендной платы имущество, с которого еще не был выплачен закят, хотя срок выплаты наступил?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Хозяин не имеет права распоряжаться имуществом, для которого наступил срок выплаты закята до тех пор, пока он не выплатит закят, поскольку с момента наступления срока выплаты закята люди, которым полагается закят, становятся совладельцами данного имущества в размере, полагаемым им в качестве закята. То есть размер имущества, необходимого выплатить как закят, переходит в собственность тех людей, которым он полагается. Получается, что хозяин, продавая имущество, с которого не выплачен закят, вместе со своим имуществом продает и закатную долю, которая является чужим имуществом.

Следовательно, сделка, заключенная по продаже имущества, с которого еще не выплачен закят, не распространяется на ту часть, которую необходимо дать в качестве закята. То есть, если человек продал сто тонн зерна, с которого еще не выплачен закят, то в отношении одной десятой данного объема сделка будет недействительной.

Эту часть необходимо вернуть и распределить между людьми, которым полагается закят.
Вышеупомянутое решение не касается торгового имущества, с которого закят еще не выплатили. Его можно продать полностью даже до выплаты закята, поскольку в торговле закят привязывается к стоимости, а не к самому товару, как в примере с зерном. В отношении же скота и зерновых культур закят привязывается непосредственно к натуре, и поэтому их нельзя продавать до выплаты закята.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: ولا يحل لمؤجر أرض أخذ أجرتها من حبها قبل أداء زكاته فإن فعل لم يملك قدر الزكاة فيؤخذ منه عشر ما بيده أو نصفه كما لو اشترى زكويا لم تخرج زكاته (قوله: لم يملك) أي: المؤجر... (فلو باعه) أي الجميع الذي تعلقت به (قبل إخراجها فالأظهر) بناء على الأصح أن تعلقها تعلق شركة (بطلانه في قدرها) ؛ لأن بيع ملك الغير من غير مسوغ له باطل فيرده المشتري على البائع؛ لأن له أما زكاة التجارة فيصح بيع الكل ولو بعد الوجوب لكن بغير محاباة؛ لأن متعلق هذه الزكاة القيمة وهي لا تفوت بالبيع.
______
См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 3, с. 242, 370.
•————•✿❁✿•————•
© Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .