ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Харс — это процедура по определению ожидаемого объема урожая на такой стадии, когда проявляются первые признаки пригодности плодов.
Данная процедура является сунной, и, к сожалению, редко практикуется в наше время.
В чем необходимость данной процедуры?
По шафиитскому мазхабу, с того момента как проявляются первые признаки пригодности урожая, на хозяина возлагается обязанность выплаты закята. То есть с этого момента люди, которым полагается закят, становятся его совладельцами в размере закята от общего урожая и, следовательно, хозяин не имеет права распоряжаться данным урожаем до тех пор, пока не выплатит закят. Он не имеет права ни есть самому, ни дарить другим, поскольку до того, как будет произведена процедура харса, доля закята привязана непосредственно к натуре.
После проведения харса доля закята переходит на зиммат хозяина, то есть он становится должником людей, которым полагается закят. Таким образом, эта доля закята от самого продукта отвязывается, и хозяин получает право полноценно распоряжаться своим урожаем.
Как проводится процедура харс?
Если есть люди, назначенные для этого дела, достаточно одного специалиста, который обходит сады и определяет примерный объем ожидаемого урожая. После этого, исходя из общего объема урожая, определяется доля закята, которая возлагается на хозяина. Эта доля закрепляется за хозяином в качестве долга, который ему будет необходимо выплатить при условии, что урожай успешно дозреет и будет возможность выплатить закят. Если урожай испортится по вине хозяина, он должен выплатить долю закята несмотря на то, что самого урожая не осталось.
Если же нет специалистов, назначенных для этого дела, хозяин урожая имеет право обратиться к двум справедливым людям, имеющим опыт в данном вопросе, и попросить их определить ожидаемый объем урожая. То есть если нет назначенного для харса специалиста, но хозяин хочет провести данную процедуру и получить возможность распоряжаться урожаем до выплаты закята, ему необходимо привлечь двух справедливых людей. Одного в этом случае недостаточно.
Пренебрежение данной сунной влечет за собой распоряжение чужим имуществом, что категорически запрещено, а ее соблюдение дает хозяину имущества возможность распоряжаться своим урожаем до выплаты закята так, как пожелает.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج: (ويسن خرص الثمر) الذي تجب فيه الزكاة ... (إذا بدا صلاحه)... (على مالكه) للأمر الصحيح بذلك، ...والخرص التخمين فهو هنا حزر ما يجيء من الرطب والعنب تمرا أو زبيبا بأن يرى ما على كل شجرة ثم إن شاء، وهو الأولى قدر عقب رؤية كل ما عليها رطبا ثم جافا، وإن شاء قدر الجميع رطبا ثم جافا بشرط اتحاد النوع، وخرج بالثمر المراد به الرطب والعنب الحب لتعذر الحزر فيه...(والمشهور إدخال جميعه في الخرص) ...(وأنه يكفي خارص) واحد؛ لأنه يجتهد ويعمل بقول نفسه فهو كالحاكم،...ولو فقد خارص من جهة الساعي حكم المالك عدلين يخرصان عليه ويضمنانه كما يأتي، ولا يكفي واحد احتياطا لحق الفقراء ولأن التحكيم هنا على خلاف الأصل رفقا بالمالك، ...(فإذا خرص) وضمن (فالأظهر أن حق الفقراء) أي: المستحقين ومر حكمة تغليبهم (ينقطع من عين الثمر) بالمثلثة (ويصير في ذمة المالك التمر) بالمثناة (والزبيب) إن لم يتلفا بغير تقصير منه فإن تلفا بغير تقصير منه قبل التمكن من الأداء فلا ضمان عليه (ليخرجهما بعد جفافه) أي: كل منهما؛ لأن الخرص مع التضمين يبيح له التصرف في الجميع وذلك يدل على انقطاع حقهم منه (ويشترط) في الانقطاع والصيرورة المذكورين (التصريح) من الساعي أو الخارص المحكم في الخرص (بتضمينه) أي حق الفقراء لنحو المالك كضمنتك إياه بكذا أو خذه بكذا (وقبول المالك) أو وليه أو وكيله للتضمين (على المذهب).
____________
См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 3, с. 256.
•————•✿❁✿•————•
© Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527