Признание единобожия без шахады

Вопрос: 
Достаточно ли для принятия ислама признания существования Единого Бога– Аллаhа– без произнесения шахады?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Необходимым условием принятия ислама, по мнению большинства исламских ученых, является произнесение формулы свидетельства (шаhады) или слов, включающих ее смысловое содержание, по мнению некоторых ученых.

Шаhада на арабском языке имеет следующую форму: «Ашhаду ал-ла илаhа илла л-Лаh ва ашhаду анна Мухаммада р-Расулу л-Лаh», что означает: «Я свидетельствую, что нет иного бога достойного поклонения, кроме Единственного Аллаhа, и я свидетельствую, что Мухаммад ﷺ – Его посланник». Эта формула свидетельства состоит из двух частей: свидетельства о вере в Аллаhа и свидетельства о вере в посланничество Мухаммада ﷺ.

Чтобы формула свидетельства стала действительной, необходимо соблюсти ряд условий:

1. Произнесение обеих частей свидетельства с повторением предложения «я свидетельствую …». Если человек просто произнесет слова единобожия «ла илаhа илла л-Лаh» без второй части «Мухаммаду р-Расулу л-Лаh», то этого недостаточно для принятия Ислама.

2. Понимание человеком смысла того, что он произносит.

3. Вера в Единого Аллаhа, признание совершенных качеств Всевышнего и отрицание в отношении Него всех недостатков, а также признание Мухаммада ﷺ как посланника Господа ко всем народам на земле.

4. Отрицание всех прежних, несовместимых с исламским вероучением убеждений. 

5. Соблюдение последовательности и непрерывности в произнесении обеих частей шаhады; Шаhаду необязательно произносить на арабском языке, если произносящий ее не владеет арабским языком. Однако если человек не владеющий арабским языком произнесет шаhаду на арабском языке, ему необходимо понимать смысл шаhады. Также при произнесении шаhады необязательно присутствие свидетелей.

Если ребенок родился в мусульманской семье, произнесение свидетельства – необязательное условие, чтобы он считался мусульманином, однако хотя бы один раз в жизни он обязан произнести шаhаду, поскольку это является одним из пяти столпов ислама.

Если человек, принимающий ислам, немой, то ему достаточно сделать жест, указывающий на его шаhаду.
Таким образом, чтобы шаhада принялась и человек стал мусульманином, недостаточно сказать: «Я верю в Аллаха или в то, во что верят мусульмане» или «я мусульманин», необходимо также засвидетельствовать и о признании пророческой миссии Мухаммада ﷺ.

Примечание:

Необходимость соблюдения вышеупомянутых условий шаhады является более достоверным мнением большинства ученых, а согласно слабому мнению для принятия ислама достаточно произнести слова, включающие смысловое содержание шаhады, и, следовательно, согласно этому мнению если человек скажет: «Аллаh- един, Мухаммад ﷺ -Его посланник», этого достаточно для принятия Ислама.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المريد على جوهرة التوحيد: وموضوع هذا الخلاف كافر أصلي يريد الدخول في الإسلام. وأما أولاد المسلمين فمؤمنون قطعا وتجري عليهم الأحكام الدنيوية ولو لم ينطقوا بالشهادتين طول عمرهم، ولا بد من لفظ (أشهد) وتكريره، ولا يشترط أن يأتي بحرف العطف على ما قاله الزيادي، ورجع إليه الرملي آخرا، فلا يكفي إبدال لفظ (أشهد) بغيره وإن كان مرادفا لما فيه من معنى التعبد، ولا بد من ترتيب الشهادتين وموالاتهما، ولا بد من الاعتراف برسالته ﷺ إلى غير العرب أيضا إذا كان يعتقد اختصاص رسالته بالعرب كالعيسوية، وإذا كان كافرا باعتقاد قدم العالم مثلا فلا بد من رجوعه عنه، ولو أتى بالشهادتين بالعجمية صح إسلامه وإن أحسن العربية.[¹]
عبارة الزواجر عن اقتراف الكبائر: وأما الشهادة الثانية: فيجوز أن يبدل محمدا فيها بأحمد أو أبي القاسم، والرسول بالنبي، ويشترط ترتيب الشهادتين. فلو قال: أشهد أن محمدا رسول الله وأشهد أن لا إله إلا الله لم يسلم إلا الموالاة بينهما ولا النطق بهما بالعربية، لكن يشترط فهم ما تلفظ به، ثم من كان كفره بإنكار أصل رسالته ﷺ كفاه الشهادتان أو بتخصيصها بالعرب، كالعيسوية اشترط أن يقول: رسول الله إلى كافة الإنس والجن، وإشارة الأخرس كالنطق، ولا يحصل الإسلام بغير ما مر كقوله: آمنت فقط أو آمنت بالذي لا إله غيره، أو أنا مسلم أو أنا من أمة محمد أو أنا أحبه أو أنا من المسلمين، أو مثلهم أو دينهم حق، بخلاف قول من لم يكن قد دان بشيء آمنت بالله أو أسلمت لله أو الله خالقي أو ربي ثم أتى بالشهادة الأخرى فإنه يصير مسلما؛ … وعلى التنزل فالإجماع منعقد على أن الإيمان بالله مع عدم الإيمان برسول الله لا يصح، فلو سلمنا أن فرعون آمن بالله إيمانا صحيحا هو لم يؤمن بموسى ﷺ، ولا تعرض له حينئذ أصلا فلم يكن إيمانه نافعا، ألا ترى أن الكافر لو قال ألوفا من المرات: أشهد أن لا إله إلا الله أو الذي آمن به المسلمون لا يكون مؤمنا حتى يقول: وأشهد أن محمدا رسول الله.[²]
_______________
[¹] См.: Тухфат аль-мурид шарх Джавхара ат-тавхид, с. 275.
[²] См.: Аз-заваджир ан иктираф аль-кабари, т. 1 с. 53. 
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .