Приписывание Аллаhу места и стороны

Вопрос: 
Можно ли Аллаhу приписывать место и сторону?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Всевышнему Аллаhу не присущи те свойства и качества, которые присущи материальному миру. Аллаh в своей сущности и атрибутах не подобен ничему из творений и ему не подобно ничто, поэтому Ему не приписывают место, сторону, пространство, время, предел и границы, которые присущи материальному миру.

Приписывание Аллаhу вышеупомянутых качеств приводит к утверждению о том, что Всевышний Аллаh занимает место в пространстве, что в свою очередь приводит к умозаключениям о Его возникновении во времени и допускает вероятность Его несуществования, Свят Он и Пречист от всех недостатков.

Отрицание всего вышесказанного есть танзих, т.е. отрицание в отношении Аллаhа всех не свойственных Ему качеств. Об этом ясно и четко говорится в ясных аятах Корана:

‎﴾ليس كمثله شيء وهو السميع البصير﴿

(смысл): «Нет ничего (и никого) подобного Ему (ни в чем), и Он Всеслышащий, Всевидящий». (сура «Аш-шура», аят 11).

‎﴾ ‎ولم يكن له كفوا أحد﴿

(смысл:) «И нет никого ни равного, ни подобного Ему».  (сура «Аль-ихляс», аят 4). Имеется в виду, что нет никого и ничего равного и подобного Ему ни в сущности, ни в бытии.

Танзих Аллаhа (абсолютное неподобие Господа творениям) является убеждением наших праведных предшественников (салаф ас-салих) из числа сподвижников (сахаба), последователей (таби’инов), и их последователей (таби’итаби’инов) и четырех имамов (да будет доволен всеми ими Аллаh), и на этом стоит единогласие (иджма’) всех ученых нашей уммы.

Об этом констатируют великие ученые Ахль ас-Сунны (приверженцы сунны) такие как:

1. Имам Абу Мансур Абдуль-Кахир аль-Багдади (ум. 429 г. х), который в книге «Аль-Фарк байна аль-фирак» (с. 333) передает единогласие ученых (иджма’) о том, что Аллаh пречист от места, стороны и времени, и об этом он пишет: «Ученые сошлись на том, что Аллаху не присущи место и время, вопреки убеждениям Аль-Хишамия и Аль-Каррамия (приверженцев уподобления), которые заявляют, что Аллаh соприкасается с Троном физически».

2. Имам Абу Бакр аль-Байхаки (384 – 458 гг. х), который в книге «Шу’аб аль-Иман» (1/111) пишет: «Пречист Аллах от границ, сторон, краев и пределов. Он не нуждается в местах».

3. Имам Абу Джа’фар ат-Тахави (239 – 321 гг. х), который пишет в своей известной книге «Акида ат-Тахавия» (с. 106): «Он превыше того, чтобы иметь границы и пределы, превыше того, чтобы иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, как всё сотворенное».

4. Хафиз Ибн Асакир в книге «Табйин аль-казиб аль-муфтари» (с. 150), который передает от Имама Ахль ас-Сунны Абуль-Хасан аль-Аш’ари следующее: «Был Аллаh, и не было места, затем Он сотворил Арш и Курси, и Он не стал нуждаться в месте. И после сотворения места Он остается таким же, каким был до его сотворения».

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة الفرق بين الفرق: أجمعوا على أنه لا يَحْوِيهِ مكانٌ ولا يَجْرِي عَليْه زمانٌ , خِلافَ قولِ مَن زعَم مِن الهِشاميَّةِ والكَرّامِيَّةِ أَنَّه مُماسٌّ لِعَرشِهِ.[¹]
عبارة شعب الإيمان: وهو المتعالي عن الحدود والجهات والأقطار والغايات المستغني عن الأماكن والأزمان.[²]
عبارة العقيدة الطحاوية: وَتَعَالَى عَنِ الْحُدُودِ وَالْغَايَاتِ وَالْأَرْكَانِ وَالْأَعْضَاءِ وَالْأَدَوَاتِ، لَا تَحْوِيهِ الْجِهَاتُ السِّتُّ كَسَائِرِ الْمُبْتَدَعَات.[³]
عبارة تبيين كذب المفتري: كان الله ولا مكان فخلق العرش والكرسي ولم يحتج إلى مكان، وهو بعد خلق المكان كما كان قبل خلقه.[⁴]
____
[¹] См.: Аль-Фарк байна аль-фирак, с. 333.
[²] См.: Шу’аб аль-иман, т. 1, с. 111.
[³] См.: Акида ат-Тахавия, с. 106.
[⁴] См.: Табйин аль-казиб аль-муфтари, с. 150.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .