Преждевременный закят

Вопрос: 
Можно ли выплатить закят преждевременно?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду и его семейству, а затем...

Преждевременная выплата закята до достижения нисаба (минимальный объем имущества, с которого закят становится обязательным) не допускается из-за отсутствия причины обязательства закята. 

Исключением в этом решении является закят с торговли. Его можно выплатить преждевременно независимо от объема товара торговли.

Хозяин имущества может выплатить закят с торговли и так же с имущества, достигшего нисаб, преждевременно только за один год. Заранее за два года и более отданный закят не засчитывается.

Выплата закята с фруктов до появления первых признаков их созревания и злаков до формирования у них твердых зерен не допускается, а после этого допускается, даже если это (выплата) случится до полного созревания и сушки, учитывая тот объем, который они примерно приобретут после этого.

Условий для дозволения преждевременной выплаты закята два:

1) владелец имущества до наступления времени обязательства выплаты закята должен сохранить статус человека, на которого распространяется эта обязанность, и имущество, с которого положено выплатить закят, должно остаться в его владении. Если в течение этого времени владелец имущества умрет, или он лишится своего состояния, или он продаст имущество, которое не является товаром торговли, то выплаченное им преждевременно не будет считаться закятом.

2) тот, кто получил закят, во время его получения должен быть из числа тех, кто заслуживает закят, и должен остаться таковым до наступления времени обязательства выплаты закята.

Если этот человек получил преждевременно выплаченный закят, а ко времени обязательства выплаты закята на хозяина имущества, он умер, отступил от веры или разбогател, то отданное ему в качестве преждевременного закята не засчитывается.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: (لا يصح تعجيل الزكاة) العينية (على ملك النصاب) …أما غير العينية كأن اشترى للتجارة عرضا قيمته مائة فعجل عن مائتين أو أربعمائة مثلا وحال الحول وهو يساويهما فيجزئه. (ويجوز) التعجيل للمالك دون نحو الولي (قبل) تمام (الحول) وبعد انعقاده بأن يملك النصاب في غير التجارة وتوجد نيتها مقارنة لأول تصرف. (ولا تعجل لعامين) فأكثر (في الأصح) ...(و) الصحيح (أنه لا يجوز إخراج زكاة الثمر قبل بدو صلاحه ولا الحب قبل اشتداده) ؛ لأن وجوبها بسبب واحد هو البدو والاشتداد فامتنع التقديم عليه وقبل الظهور يمتنع قطعا (ويجوز) التعجيل (بعدهما) ولو قبل الجفاف والتصفية لإمكان معرفة قدرها تخمينا ثم إن بان نقص كمله أو زيادة فهي تبرع.(وشرط إجزاء المعجل) أي وقوعه زكاة (بقاء المالك أهلا للوجوب) عليه وبقاء المال (إلى آخر الحول) فلو مات أو تلف المال أو بيع وليس مال تجارة لم يقع المعجل زكاة …(وكون القابض في آخر الحول) …(مستحقا) فلو زال استحقاقه كأن كان المال أو الآخذ آخر الحول بغير بلده أو مات أو ارتد حينئذ لم يجزئ المعجل لخروجه عن الأهلية عند الوجوب .[¹]
عبارة أسنى المطالب: (فصل شرط وقوع المعجل) في الحولي (زكاة بقاء القابض والمالك أهلا) لاستحقاقها في الأول ولوجوبها في الثاني (إلى) تمام (الحول فإن مات القابض قبله) أو ارتد (أو استغنى بمال آخر). [²]
_____________
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 3, с. 353.
[²] См.: Асна аль-маталиб, т. 1, с. 362.
•————•✿❁✿•————•
©Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Вк: https://vk.com/public173383186
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .