Прерывание закятного года торговли

Вопрос: 
При каких ситуациях закятный год для торговли прерывается, а при каких сохраняется?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Торговое имущество облагается закятом только по прошествии одного года (по лунному календарю) с момента начала торговой деятельности. Если в течение одного года закятный год прерывается, отчет обнуляется и в случае продолжения торговой деятельности необходимо заново зафиксировать начало нового торгового года.

В каких случаях закятный год для всей суммы прерывается, а в каких только для прибыли разберем ниже:
 
1.  Если товар был куплен на сумму, не достигающую нисаба, торговый год начинается с момента покупки товара, несмотря на то, что стоимость товара не достигает нисаба, так как нисаб в торговле учитывается только в конце года. Однако если такой товар был продан в течение года, а полученные деньги не достигают нисаба, то закятный год для данной торговли прерывается с момента продажи товара. Например: человек купил машину в начале года за сто тысяч, затем через полгода продал ее за 200 тысяч в то время, как нисаб составляет, например, 300 тысяч. С продажей машины закятный год для данной торговли прерывается.

2. Если в течение закятного года товар не был обналичен, закятный год однозначно не прерывается и по истечении одного года с момента начала торговой деятельности необходимо выплатить закят от общей стоимости товара. Например: человек купил машину за 500 тысяч с целью перепродажи. Если стоимость машины, выставленной на продажу, в течение года поднимется, к концу года предположительно ее стоимость будет составлять 700 тысяч, закят необходимо выплатить от 700 тысяч.

3.Если в течение закятного года товар был полностью обналичен, а полученная сумма сохранилась до конца закятного года, то необходимо иметь в виду, как был продан товар: за ту же сумму, за какую был куплен, или нет. Например, машина, купленная за 500 тысяч, была продана за 500 тысяч, а полученная сумма сохранилась до конца года. Закят в этом случае необходимо выплатить от 500 тысяч. Если же машина, купленная за 500 тысяч, через 6 месяцев была продана за 700 тысяч, то закятный год для 500 тысяч продолжается, а для 200 тысяч, которые составляют прибыль, начинается новый закятный год.

Разница между обоими случаями в том, что в первом случае прибыль выражена в самом товаре и не отделяется от основной суммы, и, следовательно, закят тоже необходимо выплатить со всей суммы. А во втором случае товар был продан, а прибыль отделяется от основной суммы, следовательно, и закятный год для нее начинается отдельно от капитала.

4. Если товар был обналичен, а полученная сумма была вложена в покупку другого товара, для той части товара, которая была куплена на прибыль, закятный год отсчитывается отдельно.
Например: человек купил машину за 500 тысяч рублей, через полгода продал ее за 1 млн рублей. Затем на эти деньги он купил машину и еще через полгода продал ее за два миллиона. По истечении одного года с момента покупки машины закят необходимо выплатить с одного миллиона и еще через полгода от второго миллиона. Объясняется такое решение тем, что после первой продажи машины за 1 млн рублей, 500 тысяч составляют капитал, а 500 прибыль. Закятный год для прибыли начинается только после продажи. Следовательно, из двух миллионов, полученных после второй продажи, закатный год завершается только для одного миллиона.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة مغني المحتاج: (ويضم الربح) الحاصل في أثناء الحول (إلى الأصل في الحول إن لم ينض) بكسر النون: أي يصر ناضا بما يقوم به قياسا على النتاج مع الأمهات؛ ولأن المحافظة على حول كل زيادة مع اضطراب الأسواق مما يشق، فلو اشترى عرضا في المحرم بمائتي درهم فصارت قيمته قبل آخر الحول ولو بلحظة ثلاثمائة زكى الجميع آخر الحول، وسواء حصل الربح بزيادة في نفس العرض كسمن الحيوان أم بارتفاع الأسواق، ولو باع العرض بدون قيمته زكى القيمة أو بأكثر منها ففي زكاة الزائد معها وجهان أوجههما الوجوب (لا إن نض) أي صار الكل ناضا بنقد التقويم ببيع أو إتلاف أجنبي وأمسكه إلى آخر الحول أو اشترى به عرضا قبل تمامه فلا يضم بل يزكي الأصل بحوله ويفرد الربح بحوله (في الأظهر) فلو اشترى عرضا للتجارة بعشرين دينارا ثم باعه لستة أشهر بأربعين دينارا واشترى بها عرضا آخر وبلغ آخر الحول بالتقويم أو بالتنضيض مائة زكى خمسين؛ لأن رأس المال عشرون ونصيبها من الربح ثلاثون، فتزكى الثلاثون الربح مع أصلها العشرين؛ لأنه حصل في آخر الحول من غير نضوض له قبله، ثم إن كان قد باع العرض قبل حول العشرين الربح كأن باعه آخر الحول الأول زكاها لحولها: أي لستة أشهر من مضي الأول، وزكى ربحها، وهو ثلاثون بحوله: أي لستة أشهر أخرى، فإن كانت الخمسون التي زكى عنها أولا باقية زكاها أيضا لحول الثلاثين، وإلا: أي وإن لم يكن قد باع العرض قبل حول العشرين الربح زكى ربحها وهو الثلاثون معها؛ لأنه لم ينض قبل فراغ حولها.
_______
См.: Мугни аль-мухтадж, т. 2, с. 107.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Вк: https://vk.com/public173383186
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .