Преимущественное право покупки доли совладельца

Вопрос: 
Что из себя предоставляет преимущественное право (шуфъат), и каково его положение в Исламе?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Если два или более человека являются совладельцами неразделенного земельного участка, дома или другого недвижимого имущества и один из них продаст свою долю (без предварительного согласия совладельца) третьему лицу, то совладелец имеет преимущественное право «шуфъат» отобрать у покупателя проданное недвижимое имущество, вернув ему стоимость, которую он заплатил. Такое право, которое получает совладелец, в терминологии исламского права называют «шуфъат».

Основным доводом на правомерность преимущественного права является хадис, который привел имам аль-Бухари: (смысл:) «Посланник Аллаха (ﷺ) применил преимущественное право покупки в отношении неразделенного имущества. Если были установлены границы и проложены дороги, то партнер не обладает преимущественным правом на покупку доли другого совладельца».

Основная цель и польза шариатского положения относительно преимущественного права – избежание дополнительных работ (в случае продажи недвижимого имущества не совладельцу), связанных с разделением территории, проложением новой дороги, постройкой служебных помещений, которые необходимо выполнить каждому хозяину отдельно на своей территории.

А если совладелец продаст недвижимость своему партнеру, то хозяином дома или участка станет один человек, и все вышеупомянутые проблемы, такие как разделение территории, установление границ, проложение новых дорог и т.п., устраняются.

Шейх Иззудин сказал: «Однако желательно не прибегать к преимущественному праву и не забирать обратно у покупателя долю своего партнера, кроме как в тех случаях, когда покупатель не против этого или жалеет, что совершил сделку.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

قضى رسول الله صلي الله عليه وسلم بالشفعة فيما لم يقسم، فاذا وقعت الحدود وصرفت الطرق فلا شفعة.[¹]
عبارة مغني المحتاج: الشفعة وهي بضم الشين وإسكان الفاء،... وشرعا: حق تملك قهري يثبت للشريك القديم على الحادث فيما ملك بعوض. والأصل فيها خبر البخاري عن جابر - رضي الله عنه - «قضى رسول الله - صلى الله عليه وسلم - بالشفعة فيما لم يقسم، فإذا وقعت الحدود وصرفت الطرق فلا شفعة» وفي رواية له " في أرض أو ربع أو حائط " والربع: المنزل، والحائط: البستان والمعنى فيه ضرر مؤنة القسمة أو استحداث المرافق كالمصعد والمنور والبالوعة في الحصة الصائرة إليه، وقيل: دفع ضرر المشاركة. قال الشيخ عز الدين: والعفو عنها أفضل إلا أن يكون المشتري نادما أو مغبونا، وذكرت عقب الغصب؛ لأنها تؤخذ قهرا فكأنها مستثناة من تحريم أخذ مال الغير قهرا،[²]
______________
[¹] См.: Сахих аль-Бухари №2257.
[²] См.: Мугни аль-мухтадж, т. 3, с. 372.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .