Предпочтительный способ переноса намазов

Вопрос: 
По какому способу лучше объединять намазы: по способу джам’ такдим (объединенное совершение намазов во время первой молитвы) или джам’ та’хир (объединенное совершение намазов во время второй молитвы)?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Если путник решился объединить намазы и он передвигается в течение времени первого намаза и планирует останавливаться (при этом оставаясь путником) в течение времени второго намаза то, предпочтительнее перенести первый намаз ко времени второго намаза, например, обеденный к послеобеденному или вечерний к ночному.

Если же путник останавливается в течение времени первого намаза и предполагает что будет передвигаться в течение времени второго намаза, то предпочтительнее совершить намазы объединенно, в течение времени первого намаза.

В случае, когда путник предполагает что будет передвигаться в течение времени обоих намазов или будет останавливаться как во время первого, так и во время второго намаза, то, по мнению большинства ученых, предпочтительнее перенести первый намаз ко времени второго, а по мнению некоторых, второй намаз на время первого.

Если же перенос на время одного из намазов связан с каким-либо преимуществом, благом, то лучше перенести намаз на то время, в котором оно есть. Например, если человек, страдающий недержанием мочи, предполагает, что во время обеденного намаза у него не будет этой проблемы, то ему лучше выбрать это время, и, наоборот.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: ولمن لو جمع اقترنت صلاته بكمال، كخلو عن جريان حدث سلس وعري وانفراد وكإدراك عرفة أو أسير بل قد تجب في هذين (فإن كان سائرا وقت الأولى) وأراد الجمع وعدم مراعاة خلاف أبي حنيفة (فتأخيرها أفضل وإلا فعكسه) للاتباع ولأنه الأرفق، وإن كان سائرا أو نازلا وقتهما فالتقديم أولى فيما يظهر، ثم رأيت شيخنا أشار إليه وقد يشمله قول المتن وإلا إن أراد بسائرا وقت الأولى دون الثانية أي وإلا يسر وقتهما أو سار وقتهما أو وقت الثانية دون الأولى لأن فيه المسارعة لبراءة الذمة.. ومر أن اقتران الجمع بكمال يرجحه فكذا هنا إذا اقترن أحد الجمعين به بأن غلب ذلك على ظنه كما هو ظاهر يرجح على الآخر سواء أكان سائرا أم نازلا. (قوله: فالتقديم أولى إلخ) والذي يظهر أن التأخير أفضل؛ لأن وقت الثانية وقت للأولى حقيقة أي، ولو بلا عذر بخلاف العكس مغني ونهاية. 
_______
См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-ширвани), т. 2, с. 394.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .