ПОСТ И ТАБАЧНЫЙ ДЫМ

Вопрос: 
Приводится из книги ибн Хажара «Фатава» и из других, что табак, известный среди людей, не нарушает поста. Соответствует ли этому содержание других книг шафиитского мазхаба или же нет?

ОТВЕТ:

قال الباجوري في "حواشيه على الفتح القريب": ومن العين الدخان المشهور وهو المسمَّى بالتتن ومثله التنباك فيفطر به الصائم لأن له أثراً يحس كما يشاهد في باطن العود. انتهى. 
وقال القليوبي في "حواشيه على المحلي": ومنها أي من العين دخان معه عين تنفصل، كما في "شرح شيخنا الرملي". وعلق عليه العردي ما لفظه: مثل دخان تَنْفَكُ...

Аль-Бажури в своей книге «Хашия аляль-фатх аль-кариб» говорит:

«К веществам, как к таковым относится известный табачный дым. Это так называемый «тутун» и «танбак», и он нарушает пост, поскольку оставляет после себя след, заметный в трубке для курения». Аль-Кальюби в своей книге «Хашия аляль-махалли» говорит: «К веществам, нарушающим пост, относится и табачный дым, в содержании которого есть выделяющееся вещество, как об этом говорится в книге «Шарх аль- Рамли». Аль-Уради дополнил это словами „подобный табаку и танфаку” (местный табак).

وقال أيضاً في حواشيه على الفتح القريب: ومنها أي من العين الدخان المشهور فيفطر به لأنه كدخان الفتيلة...
وقال البرماوي في حواشيه على شرح التحرير: وقوله فلا يضرُّ وصول ريح بالشم... ومنه يؤخذ أن وصول الدخان الذي فيه رائحة البخور أو غيره لا يضرُّ وإن تعمده لذلك، وأما الدخان الذي حدث اللآن المسمّى بالتتن لعن الله تعالى من أحدثه، فإنه من البدع القبيحة. فقد أفتى شيخنا الزيادي أولاً بأنه لا يفطر، لأنه إذ ذاك لم يكن يعرف حقيقته، فلما رأى أثره بالبوصة التي يشرب بها رجع وأفتى بأنه يفطر.. 

Аль-Бармави в своей книге «Хашия аля шарх ат-тахрир» говорит: „ Пост не портится, если при вдыхании внутрь проникает запах…”.  Из этого следует, что попадание внутрь дыма с запахом такого благовония, как ладан и тому подобное, не нарушает поста, даже если вдохнуть его намеренно.

А что касается табачного дыма, популярного сейчас и называемого «тутун» да проклянет Всевышний того, кто изобрёл его, то он относится к мерзким нововведениям. Ибн Зияд первоначально издал фетву о том, что табачный дым не нарушает поста, поскольку в то время он не знал о его свойствах, но, увидев, как он оставляет след внутри курительной трубки, он отказался от своих слов и вынес решение, что табачный дым пост нарушает.

فما في فتاوى ابن حجر وغيره من عدم الإفطار بالدخان محمول على ذلك الدخان الأول لا على دخان التتن والتنباك فلا إشكال في الإفطار به كما صرَّحوا به. 
وعبارة الشيخ المحقق سعيد الهركاني: وأما حكم الدخان المنتشر فقد ذكر القيلوبي في حاشيته على الإقناع أنه يفطر به وبه أفتي وأدين الله تعالى به، ولم يخرج من فيَّ والله لا جداًّ ولا هزلاً ولا عمداً ولا سهواً أنه لا يفطر به..  

И то, что говорится в «Фатава» ибн Хажара и других ученых о ненарушении поста дымом, относится к дыму благовоний, а не к дыму табака, и нет сомнения, что табачный дым нарушает пост, как это разъяснили ученые. (И выражение учёного Саида аль-Аракани „решение относительно табачного дыма, распространенного среди людей, Аль-Кайлюби в своей книге «Хашия аляль-икна» говорит, что оно нарушает пост), такое же решение выношу, и я и так исповедую религию Всевышнего Аллаха, и из моих уст ни в шутку, ни всерьез, ни намеренно, ни случайно, и я клянусь в этом, не вышло, что табачный дым не нарушает поста.

وبهذا ظهر بطلان ما شاع بين الجهّال والشبان بأن سعيد الهركاني أفتى بعدم الإفطار بالدخان، وشربهم إياه تقليداً به في أيام رمضان.
 
«Из вышесказанного ясно, что домысел, якобы о вынесении решении Саида Аль-Аракани, что табачный дым, который так распространен среди невежд и молодых людей не нарушает пост и что, следуя этому решению, курить табак в месяц Рамазан дозволено, является ложным».

Автор: Мухаммад Али аль-Чохи ад-Дагестани (1844-1889г).

[См: Фатава аль-Чохи, с. 140].

•┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•

© Отдел фетв, Муфтият РД
↘️Почта: [email protected]  
↘️Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/
↘️ Написать в вацап: http://www.whatsap.me/fatavadag

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .