ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Обеспечение родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек и т.д., в случае необходимости ложится на детей, при условии, что у них (детей) помимо обеспечения своих детей и супругов на одни сутки, имеется достаточный материальный достаток для обеспечения родителей.
В вопросе обязательности обеспечения родителей в расчет принимается родство и право наследования. Если те, на кого приходится обязанность обеспечения родителей, одинаковы в этих двух аспектах, то расходы по обеспечению распределяются между ними одинаково.
Например: у человека есть два сына. Расходы по обеспечению отца распределяются между ними одинаково, поскольку они оба имеют одинаковое право на наследование и одинаковую степень родства.
Если же они разнятся в этих аспектах, то есть, если у человека один сын и одна дочь, то относительно того, в каком порядке между ними распределяются расходы на обеспечение родителей, между учеными есть разногласие. По наиболее достоверному мнению расходы на обеспечение родителей между ними должны распределяться в том же процентном соотношении, в котором они получают долю из наследства. То есть, если на обеспечение родителей необходимо 30 тысяч рублей, то на долю сына выпадает 20 тысяч, а на долю дочки - 10 тысяч.
В случае если родных детей нет в живых, но есть внуки, то обязанность обеспечения дедушек и бабушек ложится на внуков и внучек. При этом, в каком процентном соотношении они должны распределить между собой расходы на обеспечение дедушек и бабушек определяется также исходя из их доли в наследстве. То есть обеспечивать обязаны те внуки и внучки, которым полагается доля из наследства и в том процентном соотношении, в котором они получают свою долю из наследства.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج: (ومن استوى فرعاه) قربا، أو بعدا، وارثا، أو عدمه (أنفقا) عليه سواء، (وإلا) يستويا في ذلك بأن كان أحدهما أقرب والآخر وارثا (فالأصح أقربهما) هو الذي ينفقه ولو أنثى غير وارثة لأن القرابة هي الموجبة كما تقرر فكانت الأقربية أولى بالاعتبار من الإرث (فإن استوى) قربهما كبنت ابن وابن بنت (ف) الاعتبار (بالإرث في الأصح) لقوته حينئذ (يستويان) فيه (أم توزع) المؤن عليهما (بحسبه) أي: الإرث (وجهان) لم يرجحا منهما شيئا، وجزم في الأنوار بالثاني وهو نظير ما رجحه المصنف، وغيره فيمن له أبوان وقلنا: إن مؤنته عليهما لكن منعه الزركشي، ورجح الأول، ونقل تصحيحه عن جمع ورجحه أيضا ابن المقري وغيره.
___
См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 8, с. 352.
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527