Порча предмета, взятого в безвозмездное пользование

Вопрос: 
Если человек взял что-то в безвозмездное пользование и оно испортилось в его руках, нужно ли возмещать хозяину ущерб?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Амортизация того, что было получено в безвозмездное использование, не возмещается, поскольку именно в этом и заключается суть передачи предмета в безвозмездное пользование.

Если то, что было взято в безвозмездное пользование, придет в негодность, то человек, который взял его, обязан возместить его из расчета стоимости на день порчи. Предмет безвозмездного договора подлежит возмещению, даже если он придет в негодность без упущения или халатности со стороны того, кто его взял.

Доводом этому служит хадис Пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, где он сказал в день Хунайна, сподвижнику Сафвану, да будет доволен им Аллаh, что кольчуги являются ‘ариятом (взятыми на безвозмездное пользование), который нужно возмещать. 

Однако условием для возмещения является порча, доведение предмета безвозмездного договора в негодность не во время его использования по назначению. Например, машину которую взяли на временное пользование, угнали. В таком случае её необходимо возместить. А если она пришла в негодность во время её эксплуатации по назначению, тогда возмещать не нужно. Например, во время езды испортился двигатель машины из-за естественной выработки ресурса. В этом случае компенсировать ущерб не нужно.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة إعانة الطالبين: (و) يجب (على مستعير ضمان قيمة يوم تلف) للمعار إن تلف كله أو بعضه في يده، ولو بآفة من غير تقصير، بدلا أو أرشا، وإن شرطا عدم ضمانه، لخبر أبي داود وغيره: العارية مضمونة، أي بالقيمة، يوم التلف، لا يوم القبض في المتقوم، وبالمثل في المثلي على الاوجه.... وشرط التلف المضمن، أن يحصل (لا باستعمال)، وإن حصل معه، فإن تلف هو، أو جزؤه باستعمال مأذون فيه: كركوب، أو حمل، أو لبس اعتيد، فلا ضمان للاذن فيه،…قال البجيرمي: حاصله أن يقال إن تلفت بالاستعمال المأذون فيه: لا ضمان، ولو بالتعثر من ثقل حمل مأذون فيه، وموت به، وإنمحاق ثوب بلبسه، لا نومة فيه، حيث لم تجر العادة بذلك، بخلاف تعثره بانزعاج، أو عثوره في وهدة، أو ربوة، أو تعثره لا في الاستعمال المأذون فيه: فإنه يضمن في هذه الأمور. ومثله: سقوطها في بئر حال السير - كما قاله م ر.
روى أبي داود وغيره بإسناد جيد أنه ﷺ استعار درعا من صفوان بن أمية يوم حنين فقال أغصب: يا محمد؟ فقال: بل عارية مضمونة
____
См.: Ианат ат-талибин, т. 3, с. 155-156.
•————•✿❁✿•————•
© Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .