Получение закята при наличии имущества к которому нет доступа

Вопрос: 
У меня есть имущество, но на данный момент у меня нет к нему доступа, и я нуждаюсь в средствах. Имею ли я право получать закят в качестве мискина (бедняка)?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Если у человека есть имущество, которым он не может распоряжаться по причине того, что оно находится далеко от него или ему должны деньги, а срок погашения долга еще не наступил, и на настоящий момент у него нет средств, достаточных для содержания самого себя и тех, кого он обязан содержать, он имеет право получать закят в качестве мискина, но при условии, что нет кого-то, кто согласится дать ему необходимые средства в долг. 

Получать закят в такой ситуации он имеет право, так как хоть в его собственности и есть имущество, но на данный момент у него нет возможности им распоряжаться. То же самое касается и случая, когда имущество находится рядом, но по определенным причинам, нет к нему доступа.

В первом случае в качестве закята он имеет право получать средства, необходимые до момента прибытия его имущества, а во втором случае, средства необходимые до наступления срока погашения долга.

Например: у человека есть товар в Москве, который должен прибыть только через месяц.   Если на данный момент у него нет необходимых средств для содержания самого себя и тех, кого он обязан содержать, он имеет право получить в качестве закята для мискина средства необходимые до прибытия его товара из Москвы.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة حاشية البجيرمي: ولا مال له غائب بمرحلتين أو مؤجل فيعطى ما يكفيه إلى أن يصل إلى ماله أو يحل الأجل لأنه الآن فقير أو مسكين. (ولا مال له غائب) أي أو حاضر وقد حيل بينه وبينه اهـ خ ض.[¹]
عبارة الغرر البهية: قوله: وماله الغائب في مرحلتين والمؤجل) أي فيعطى ما يكفيه إلى وصول ماله وحلول الأجل بر وكتب أيضا ما لم يجد من يقرضه على الأوجه بخلاف ابن السبيل فيعطى وإن وجد من يقرضه وكان ماله في دون مرحلتين على المعتمد والفرق أن الضرورة في السفر أشد والحاجة فيه أغلب ولذا لم يفرقوا فيه بين القادر على الكسب ولو بلا مشقة وبين غيره لتحقق حاجته مع قدرته بخلاف ما هنا.[²]
عبارة حاشية الجمل: (قوله: إلى أن يصل إلى ماله) صوابه إلى أن يصل إليه ماله، أو إسقاط لفظ إلى؛ لأن ما ذكره إنما يناسب بعض أفراد ابن السبيل اهـ برماوي. (قوله: أو يحل الأجل) في المصباح وحل الدين يحل بالكسر حلولا انتهى أجله فهو حال اهـ. (قوله: ولعامل) قال في شرح الروض: وإن كان غنيا اهـ سم.[³]
______
[¹] См.: Хашия аль-Буджайрами, т. 2, с. 361.
[²] См.: Аль-гурар аль-бахия, т. 4, с. 70.
[³] См.: Хашия аль-Джамал, т. 4, с. 98.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .