Положения, связанные с чтением сур и басмалы после «аль-Фатихи»

Вопрос: 
Что желательно учитывать при чтении сур после «Аль-Фатихи» в первых двух ракаатах, и желательно ли произносить басмалу и тааввуз перед чтением суры после «Аль-Фатихи», если её читают не с начала?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

После чтения «Аль-Фатихи» в первых двух ракаатах намаза желательно прочитать хотя бы один аят Корана. Более предпочтительным считается прочитать три и более аятов. Прочитать целую суру желательнее, чем часть суры, даже если эта часть длиннее целой суры.

Нежелательно оставлять чтение суры после «Аль-Фатихи», так как есть мнение ученых, согласно которому чтение суры после «Аль-Фатихи» является обязательным.

Желательно в первом ракаате после «Аль-Фатихи» прочитать суру более длинную, чем во втором ракаате. Также желательно соблюдать порядок сур в ракаатах, то есть в первом ракаате прочитать суру, которая в Коране предшествует той, что читается во втором ракаате. 

Если возникнет вопрос относительно чтения более длинной суры в первом ракаате или соблюдения порядка между сурами, то предпочтение отдается порядку. То есть если человек в первом ракаате прочитал, например, суру «Аль-Ихляс», возникает вопрос, какую суру лучше прочитать во втором ракаате после «Аль Фатихи»: например, «Аль-Фалак», соблюдая желательность чтения сур в том порядке, в котором приводятся в Коране, так как сура «Аль-Фалак» в Коране приводится после суры «Аль-Ихляс» или же, например, суру «аль-Кавсар», соблюдая желательность чтения более длинной суры в первом ракаате, так как сура «Аль-Кавсар» короче суры «Аль-Ихляс»?
 
В этом случае предпочтение отдается порядку. То есть желательно прочитать ту суру, которая в Коране приводится после суры, прочитанной в первом ракаате даже если она длиннее суры, прочитанной в первом ракаате. А что касается произнесения тааввуза и басмалы перед читаемой сурой в намазе не с начала, а с середины, то и здесь перед чтением желательно произносить басмалу и тааввуз, так пишет Ибн Хаджар в своей книге «Тухфат аль-мухтадж».

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة فتح المعين: فرع: تسن التسمية لتلاوة القرآن ولو من أثناء سورة في صلاة أو خارجها. وسن آية فأكثر والأولى ثلاث بعدها أي بعد الفاتحة ويسن لمن قرأها من أثناء سورة البسملة نص عليه الشافعي. ..وسورة كاملة حيث لم يرد البعض كما في التراويح أفضل من بعض طويلة وإن طال ويكره تركها رعاية لمن أوجبها. وتسن في الركعتين الأوليين من رباعية أو ثلاثية ولا تسن في الأخيرتين. ويسن أن يطول قراءة الأولى على الثانية ما لم يرد نص بتطويل الثانية وأن يقرأ على ترتيب المصحف وعلى التوالي ما لم تكن التي تليها أطول ولو تعارض الترتيب وتطويل الأولى كأن قرأ الإخلاص فهل يقرأ الفلق نظرا للترتيب؟ أو الكوثر نظرا لتطويل الأولى؟ كل محتمل والأقرب الأول.[¹]
عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: وإن كانت السنة لمن ابتدأ من أثناء سورة أي غير براءة كما قاله الجعبري. (قوله من أثناء السورة إلخ) قوة هذا الكلام تقتضي أنه لا فرق في سن التسمية لمن ابتدأ من أثناء سورة بين الصلاة وخارجها لكن خصه م ر بخارجها فليحرر سم على حج أقول ويوجه بأن ما أتى به بعد الفاتحة من القراءة في صلاته يعد مع الفاتحة كأنه قراءة واحدة والقراءة الواحدة لا يطلب التعوذ ولا التسمية في أثنائها نعم لو عرض للمصلي ما منعه من القراءة بعد الفاتحة ثم زال وأراد القراءة بعد سن له الإتيان بالبسملة لأن ما يفعله الآن ابتداء قراءة ع ش وقوله نعم لو عرض إلخ قضيته أنه يسن للإمام الإتيان بالبسملة فيما لو سكت بعد الفاتحة السكوت المسنون ثم ابتدأ من أثناء السورة وقوله بالبسملة أي والتعوذ.[²]
____
[¹] См.: Фатх аль-муин, с. 105-106.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-ширвани), т. 2, с. 33.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .