О смысле слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «Раджаб – месяц Аллаха…» и о том, что «грехи, совершенные в отношении людей (клевета, хула и т.д. «табиат», не связаны с постом в том смысле, что в Судный день у притеснителя не заберут вознаграждения за пост из-за ущемления им прав других людей.
Сообщается, что Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Раджаб – месяц Аллаhа, Ша'бан – мой месяц, а Рамадан – месяц моей уммы».[¹]
Смысл этого хадиса в том, что Всевышний в месяц Раджаб являет своим рабам милость и прощение без заступничества с чей-либо стороны, в месяц Ша'бан – при заступничестве его Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, а в месяц Рамадан – при заступничестве уммы Пророка Мухаммада, да благословит его Аллаh и приветствует. [²]
«Что касается утверждения о том, что грехи, совершенные в отношении людей «таби’ат» не повредят посту, то это опровергается хадисом Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, приведенном имамом Муслимом, смысл которого заключается в том, что в Судный день притеснителя лишат всех благих деяний в пользу притесненного». [³]
«Касательно хадиса о том, что Всевышний говорит: «Пост принадлежит Мне, и Я Сам воздаю за него», было высказано сорок семь мнений, и все они не лишены неясности и произвольности.
Да, есть мнение, что многократное преувеличение Всевышним награды за пост и за другие благодеяния не будет изъято у притеснителя в Судный день, поскольку это преувеличение от абсолютной милости Всевышнего Аллаhа, изъята будет только первооснова, коей является первое благодеяние.
И это мнение, если допустить достоверность хадиса Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует весомо, если же нет, то необходимо следовать общему смыслу хадиса о лишении всех благодеяний притеснителя и возложении на него проступков притесненного».[⁴]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Никакие личные благодеяния, совершенные ради Всевышнего, и даже посты, не смогут принести пользы человеку в день Великого Суда, если он еще при жизни не восстановил или не возместил ущерб, нанесенный своему брату мусульманину, будь то ущерб его жизни, имуществу или чести.
______
[¹] См.: Ибн ‘Асакир «Му'джаму шшуюх», Ад-дайлями «Аль-фирдаус».
[²] См.: Хашия Аль-Хафани ‘аля шарх Аль-Азизи, т. 1, с. 245
[³] См.: Тухфат аль-Мухтадж», т. 3, с. 453
[⁴] См.: Бугят аль-мустаршидин, т. 1, с. 715
•┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•
©️ Отдел фетв, Муфтият РД
Почта: [email protected]
Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag