Подарок без передачи во владение

Вопрос: 
Если после дарения имущества, например, квартиры, только на словах, без ее передачи, ни ее документов, ни ключей от нее, второму лицу, даритель скончался, имеют ли наследники этого человека право претендовать на эту недвижимость, или она принадлежит одариваемому?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Подарок или дарение относится к категории благотворительных сделок.

В шариатском праве сделки делятся на две категории:

1) взаимообмен,например, купля- продажа, аренда, салям и т д., когда каждая сторона передает и получает что-нибудь ценное взамен;

2) благотворительные сделки, например, дарение или халяльное кредитование, когда одна из сторон не получает материальной выгоды.
 
Взаимообмен получает статус завершенной сделки по факту ее заключения и расставания сторон с места, где ее заключили, а для благотворительных сделок этого недостаточно.
 
Благотворительные сделки, кроме обета, становятся завершенными только по факту получения второй стороной предмета сделки во владение после заключения сделки с согласия благотворителя. Соответственно, сделку, которая не завершена, при желании можно расторгнуть даже в одностороннем порядке.

В случае же смерти одной из сторон благотворительной сделки, например, дарителя, его права по сделке переходят к его наследникам, и они могут как продолжить сделку,  завершив еë и осуществив желание их покойного, так и расторгнуть ее.
 
Примечание:
 
Если человек сделает назр (обет) что-то определенное конкретному человеку, то он становится хозяином этого предмета сразу после того, как хозяин произнесет слова назра, даже если факта получения на руки не было.
 
АРГУМЕНТАЦИЯ:
 
عبارة الموسوعة الفقهية: يعتبر جمهور الفقهاء من الحنفيّة والشّافعيّة والحنبليّة وبعض المالكيّة الصّدقة ونحوها، كالهبة والرّهن والقرض والإعارة والإيداع، من عقود التّبرّعات، الّتي لا تتمّ ولا تملّك إلاّ بالقبض..[¹]

عبارة تحفة المحتاج: (وشرط الهبة) ...ولا يملك) في غير الهبة الضمنية (موهوب) ...(إلا بقبض) كقبض المبيع... وإنما يعتد بالقبض إن كان بإقباض الواهب، أو (بإذن الواهب) ، أو وكيله فيه أو فيما يتضمنه كالإعتاق.. (فلو مات أحدهما) أي: الواهب، والمتهب بالمعنى الأعم الشامل للهدية، والصدقة على الأوجه (بين الهبة، والقبض قام وارثه مقامه) في القبض، والإقباض؛ لأنه خليفته... (وإن لم يعلقه بشيء كلله علي صوم) أو علي صوم أو صدقة لفلان أو أن أعطيه كذا ولم يرد الهبة على ما مر عن القفال (لزمه) ما التزم حالا ولا يشترط قبول المنذور له بل عدم رده كما يأتي...فعلم أن النذر على فلان إن كان بمعين لم يرتد بالرد، وإلا ارتد. اهـ. سم...[²]
_____
[¹] См.: Аль-мавсуа аль-фикхия, т. 9, с. 135.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 6, с. 307, т. 10, с. 96.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .