ПЛАТА ЗА ЧТЕНИЕ КОРАНА

Вопрос: 
Нужно ли платить чтецу Корана, особенно если он прочитал без соблюдения махража?

ОТВЕТ:

بناء على القول بجواز الاستئجار على القراءة أنّه لا يستحقّ القارئ من غير تجويد الأجرة، فإنّ قراءة القرآن من غيرتجويد قراءة على غير ما أنزل الله تعالى كما هو قضية كلام ابن الجزري وغيره .

Нанимать человека для чтения Книги Аллаха за плату разрешено, но, согласно мнению ибн Джазари и других ученых, не заслуживает платы тот, кто читает Коран не по правилам чтения, поскольку такое чтение не является чтением Священной книги.

وقد أفتى السيوطي أنّه يحلّ أخذ المال على القراءة والدّعاء بعدها قال : «وليس ذلك من باب الأجرة بل [هو] من باب الجعالة ، فإنّ القراءة لا يجوز الاستئجار عليها ؛ لأنّ منفعتها لا تعود للمستأجر لما تقرّر في مذهبنا أنّ ثواب القراءة للقارئ لا للمقروء له، وتجوز الجعالة عليها إن شرط الدعاء بعدها ، وإلا ..  فلا ، وتكون الجعالة على الدعاء لا على القراءة» ثمّ قال : «هذا مقتضى قواعد الفقه وقرّره لنا أشياخنا» . انتهى.

«Имам Ас-Суюти издал фетву о разрешении брать плату за чтение Корана и мольбу после него. Он сказал: «Это плата классифицируется не как плата за найм «уджра», а как вознаграждение «джуаля». 

Таким образом, не разрешается нанимать человека за плату для чтения (Корана)– польза от чтения записывается не тому, кто нанял, так как в нашем мазхабе (Шафии) установлено, что вознаграждение «саваб» за чтение получает чтец, а не тот, за кого читали. 

Однако разрешено брать вознаграждение за чтение Корана, если был договор о совершении мольбы (о передаче вознаграждения за прочитанное тому, за кого читался Коран) после чтения. Без этого условия нельзя брать вознаграждение, и оно положено за мольбу, а не за чтение Корана». И далее он продолжил: ”Этого требуют правила фикха и установления наших учителей».

وفي فتاوى ابن حجر : «والمأخوذ في مقابلة ذلك حلال ؛ لعموم خبر : إنّ أحقّ ما أخذتم عليه أجراً كتاب الله تعالى ، وما يؤخذ في مقابلة القراءة من أطيب وجوه الكسب ، وهو كالأجرة أو الجعل ، فيستحقّ إذا أتى بالعمل المشروط على وجهه». انتهى.

وأنكر بعض محقّقي الحنفية على أخذ العوض على القراءة ، وألّف في إبطال ذلك وبالغ في الانتصار له والاستدلال على تحريمه وتزييغه.

В книге «Фатава» ибн Хажар пишет: «Взятое за чтение Корана разрешено (халал) из-за общего смысла хадиса: «Поистине, самое достойное, за что вы берете плату, — это чтение книги Всевышнего Аллаха», и то, что берут за чтение Корана — один самых чистых видов заработка, и это подобно плате «уджра» или вознаграждению «джуаля», и (чтец) заслуживает платы, если он выполнил то, что взял на себя, с соблюдением всех условий».  

Один из авторитетных ученых мазхаба Абу Ханифы осудил получение платы за чтение Корана и написал в своей работе о недействительности такого договора, уделив в этом труде большое внимание доказательствам этого мнения, а также  аргументации запретности и ошибочности (подобной практики)».

وبالجملة أنّ فيه اختلافا ولا يخفى على العاقل الورع .

В итоге надо заметить,что в этом вопросе существует полемика, и для умного не секрет, что лучше проявить набожность (вара’).

Автор: Мухаммад Мирза аль-Аймаки ад-Дагестани (---- /1810 гг)
[Фатава аль-Аймаки]
            •┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•

©️ Отдел фетв, Муфтият РД 
Почта: [email protected]  
Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag  
При перепубликации ссылка на канал Телеграм обязательна.

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .