Передача хадисов без надлежащего уточнения

Вопрос: 
Позволительно ли передавать хадисы Посланника Аллаhа ﷺ без надлежащего уточнения в их достоверности? Т.е. является ли достоверность хадиса условием для его дальнейшего распространения или нет?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Очень важно мусульманину при передаче информации и особенно связанной с шариатом максимально удостовериться в ее правдивости, тем более, если это еще и касается слов, действий или описаний Пророка ﷺ так как хадисов, предостерегающих от передачи ложной информации от Пророка ﷺ достаточно много и угроза наказания за неё не мала, и ложь на Посланника Аллаhа ﷺ подобно лжи на самого Аллаhа, поскольку хадисы тоже является откровением от Него.

Всевышний Аллаh в Коране говорит:

{فَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَى عَلَى اللَّهِ كَذِبًا } [الكهف: 15]

(смысл): «Кто же более несправедлив чем тот, кто измыслил на Аллаhа ложь!?»(Нет более несправедливых людей!)
[«Аль-Кахф», 15 аят].

Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Тот, кто целенаправленно возводит на меня ложь, пусть займёт себе место в Аду» (Бухари, Муслим).

В другом хадисе, переданном от Абу Хурейры, сказано: «Достаточно для человека рассказывать всё, что он услышит, чтобы считаться лжецом» (Муслим).

Имам ан-Навави в своих комментариях на сахих Муслим пишет: «В этих текстах содержится запрет рассказывать обо всём, что слышит человек. Ведь поистине человек обычно слышит и правду, и ложь, а если он будет рассказывать обо всём, то передаст и ложную весть».

Если человеку необходимо удостовериться в приемлемости передаваемого им хадиса, то это делается либо зная о том, что хадис посчитал таковым кто-то из крупнейших знатоков хадиса, как имам Малик, аш-Шафии, Ахмад, аль-Бухари, Абу Хатим, ан-Навави, аль-Ираки, Ибн Хаджар аль-Аскалани и другие подобные им знатоки хадиса, либо найдя его в трудах опытных знатоков науки хадисоведения, обращающих внимание на то, чтобы передаваемые ими хадисы были приемлемы для дальнейшей передачи.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Разрешается цитировать в проповеди хадисы без упоминания имен передатчиков или того, в чьем сборнике приведен хадис с условием, чтобы цитирующий был из числа разбирающихся в хадисоведении, либо таковым был автор книги, из которой берется хадис. Если же автор книги или проповедник не из числа специалистов в этой науке, то не разрешается опираться на хадисы, которые он приводит. Делающему подобное необходимо сделать строгое замечание».

Имам Ибн Салях пишет: «Дозволено, по мнению знатоков хадисов и других богословов, передавать все виды слабых хадисов с целью побуждения к благим делам и устрашения от порицаемого. Нельзя рассказывать слабые хадисы в качестве довода для вероучения и шариатских постановлений. Однако передавая слабые хадисы необходимо исключить утвердительную форму. То есть нельзя использовать такую форму как «посланник Аллаhа ﷺ сказал или сделал и т.д.» необходимо использовать такие формы как «передают, что посланник Аллаhа сказал или сделал и т.д.».

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عن المغيرة رضي الله عنه، قال: سمعت النبي ﷺ يقول: «إن كذبا علي ليس ككذب على أحد، من كذب علي متعمدا، فليتبوأ مقعده من النار». (رواه البخاري)
عن أبي هريرة قال: قال رسول الله ﷺ: «كفى بالمرء كذبا أن يحدث بكل ما سمع». (رواه مسلم)
عبارة المنهاج شرح صحيح مسلم : وأما معنى الحديث والآثار التي في الباب ففيها الزجر عن التحديث بكل ما سمع الإنسان فإنه يسمع في العادة الصدق والكذب فإذا حدث بكل ما سمع فقد كذب لإخباره بما لم يكن.[¹]
عبارة الفتاوى الحديثية لابن حجر الهيتمي: وأما الاعتماد في رواية الأحاديث على مجرد رؤيتها في كتاب ليس مؤلفه من أهل الحديث، أو في خطب ليس مؤلفها كذلك فلا يحل ذلك، ومن فعله عزر عليه التعزيز الشديد.[²]
عبارة مقدمة ابن الصلاح: الثاني: يجوز عند أهل الحديث وغيرهم التساهل في الأسانيد ورواية ما سوى الموضوع من أنواع الأحاديث الضعيفة من غير اهتمام ببيان ضعفها فيما سوى صفات الله تعالى وأحكام الشريعة من الحلال والحرام وغيرهما.

وذلك كالمواعظ، والقصص، وفضائل الأعمال، وسائر فنون الترغيب والترهيب، وسائر ما لا تعلق له بالأحكام. وممن روينا عنه التنصيص على التساهل في نحو ذلك: عبد الرحمان بن مهدي، وأحمد بن حنبل - رضي الله عنهما.[³]
_____
[¹] См.: Аль-минхадж шарх Сахиху Муслим, т. 1, с. 75.
[²]  См.: Аль-фатава аль-хадисия, с. 37.
[³] См.: Мукаддима Ибн Салах, с. 210.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Вк: https://vk.com/public173383186
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .