Остановка для совершения намерения на и’тикаф

Вопрос: 
Нужно ли остановиться для совершения намерения на и’тикаф?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

И’тикаф — важная сунна, утвержденная аятами Корана и достоверными хадисами Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует.

И’тикаф — это пребывание в мечети с соответствующим намерением. Для и’тикафа нет необходимости останавливаться, будучи в мечети — сунна считается выполненной пребыванием там, если даже человек находился в движении. Однако ученые богословы разошлись во мнении, обязательно ли останавливаться для совершения намерения на и’тикаф или нет.

Согласно более аргументированному мнению, останавливаться для совершения намерения на и’тикаф необязательно. Делать это намерение  можно и будучи в движении, независимо, с какой целью человек зашел в мечеть: помолиться или посетить занятие и т. д.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة الياقوت النفيس: الاعتكاف... شرعا: اللبث في المسجد من شخص مخصوص بنية.[¹]
عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: (ﻭاﻷﺻﺢ ﺃﻧﻪ ﻳﺸﺘﺮﻁ ﻓﻲ اﻻﻋﺘﻜﺎﻑ ﻟﺒﺚ ﻗﺪﺭ ﻳﺴﻤﻰ ﻋﻜﻮﻓﺎ)؛ ﻷﻥ ﻣﺎﺩﺓ ﻟﻔﻆ اﻻﻋﺘﻜﺎﻑ ﺗﻘﺘﻀﻴﻪ ﺑﺄﻥ ﻳﺰﻳﺪ ﻋﻠﻰ ﺃﻗﻞ ﻃﻤﺄﻧﻴﻨﺔ اﻟﺼﻼﺓ ﻭﻻ ﻳﻜﻔﻲ ﻗﺪﺭﻫﺎ ﻭﻳﻜﻔﻲ ﻋﻨﻪ اﻟﺘﺮﺩﺩ. (ﻟﺒﺚ ﻗﺪﺭ ﻳﺴﻤﻰ ﻋﻜﻮﻓﺎ) ﻭﻋﻠﻴﻪ ﻓﻠﻮ ﺩﺧﻞ اﻟﻤﺴﺠﺪ ﻗﺎﺻﺪا اﻟﺠﻠﻮﺱ ﻓﻲ ﻣﺤﻞ ﻣﻨﻪ اﺷﺘﺮﻁ ﻟﺼﺤﺔ اﻻﻋﺘﻜﺎﻑ ﺗﺄﺧﻴﺮ اﻟﻨﻴﺔ ﺇﻟﻰ ﻣﻮﺿﻊ ﺟﻠﻮﺳﻪ ﺃﻭ ﻣﻜﺜﻪ ﻋﻘﺐ ﺩﺧﻮﻟﻪ ﻗﺪﺭا ﻳﺴﻤﻰ ﻋﻜﻮﻓﺎ ﻟﺘﻜﻮﻥ ﻧﻴﺘﻪ ﻣﻘﺎﺭﻧﺔ للاﻋﺘﻜﺎﻑ ﺑﺨﻼﻑ ﻣﺎ ﻟﻮ ﻧﻮﻯ ﺣﺎﻝ ﺩﺧﻮﻟﻪ ﻭﻫﻮ ﺳﺎﺋﺮ ﻟﻌﺪﻡ ﻣﻘﺎﺭﻧﺔ اﻟﻨﻴﺔ للاﻋﺘﻜﺎﻑ ﻛﺬا ﺑﺤﺚ ﻓﻠﻴﺮاﺟﻊ ﺃﻗﻮﻝ ﻭﻳﻨﺒﻐﻲ اﻟﺼﺤﺔ ﻣﻄﻠﻘﺎ ﻟﺘﺤﺮﻳﻤﻬﻢ ﺫﻟﻚ ﻋﻠﻰ اﻟﺠﻨﺐ ﺣﻴﺚ ﺟﻌﻠﻮه ﻣﻜﺜﺎ ﺃﻭ ﺑﻤﻨﺰﻟﺘﻪ.[²]
_____
[¹] См.: Якут ан-нафис, с. 84.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 3, с. 467.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .