Опережение имама в чтении мольбы

Вопрос: 
Как быть человеку, совершающему намаз за имамом, если он завершит чтение суры «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом рака’ате или завершит чтение ташаххуда раньше имама: ждать, пока имам завершит чтение, или читать молитвы?

ОТВЕТ:

Существует известное шариатское заключение, гласящее о том, что в намазе нет молчания, то есть молящемуся все время следует быть занятым молитвами. Исключением являются некоторые промежутки в намазе, в которых желательно делать небольшие паузы. Следовательно, когда маъмум завершает чтение предназначенных молитв в намазе раньше имама, ему желательно заняться чтением соответствующих молитв в зависимости от его положения в намазе.

В положении стояния, если маъмум завершит чтение того что ему положено раньше имама, ему желательно читать что-нибудь из Корана, кроме «Аль-Фатихи» до момента перехода имама в поясной поклон (руку’). Это касается тех рака’атов, в которых имам не читает «Аль-Фатиху» и желательные аяты вслух. В рака’атах же, где имам читает их вслух, маъмуму после завершения имамом «Аль-Фатихи» и до его вступления в чтение дополнительных аятов вслух, желательно читать что-нибудь из Корана кроме «Аль-Фатихи».

Во всех этих случаях, кроме аятов и сур Корана, маъмум может читать любые дуа, однако Коран предпочтительнее.

В положении сидения для первого ташаххуда после завершения аттахияту и салавата на Пророка ﷺ маъмуму лучше заняться чтением салавата «Ибрахимия» и других дуа до тех пор, пока имам не встанет на следующий рака’ат.

В положении сидения для второго ташаххуда после завершения чтения мольб, приведённых в сунне, маъмум может читать любые другие дуа до тех пор, пока имам не перейдет к саляму.

В поясном или земных поклонах после чтения тасбихов желательно заняться чтением молитв, предназначенных для каждого поклона. Если муъмум их не знает, желательно повторять тасбих.

Что касается подобных ситуаций в джаназа-намазе, то маъмуму, после того как завершит чтение приведенных в сунне обязательных и желательных молитв, читаемых после каждого такбира, лучше заняться чтением дуа за покойного до момента вступления имама в следующий такбир или салям. После второго такбира он также может повторить чтение салавата или читать дуа, которая предназначена после третьего такбира.

Примечание:

Все дополнительные дуа, которые читает маъмум, должны быть на арабском языке. Иначе намаз нарушается.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: وكذا يسن لمأموم فرغ من الفاتحة في الثالثة أو الرابعة أو من التشهد الأول قبل الإمام أن يشتغل بدعاء فيهما أو قراءة في الأولى وهو أولى...[¹]
عبارة حاشية الشبراملسي: والأشبه في الموافق أنه لو كان الإمام يطيل التشهد الأول إما لثقل لسانه أو غيره وأتمه المأموم سريعا أنه لا يكره له الدعاء أيضا بل يستحب إلى أن يقوم إمامه. (قوله: فلا يكره الدعاء له فيه) والمراد بالدعاء الصلاة على الآل وما بعدها كما يصرح به ما يأتي عن سم...[²]
عبارة حاشية الجمل على شرح المنهج: وخامسها (صلاة على النبي ﷺ ...عقب الثانية) ...وتسن الصلاة على الآل فيها والدعاء للمؤمنين والمؤمنات عقبها والحمد قبل الصلاة على النبي ﷺ ...وفي ع ش على م ر ما نصه (فرع) لو فرغ المأموم من الفاتحة قبل تكبير الإمام ما بعدها فينبغي أن يشتغل بالدعاء؛ لأنه المقصود في صلاة الجنازة ولا ينبغي تكرير الفاتحة ولا قراءة غيرها من القرآن، ولو فرغ الصلاة على النبي ﷺ قبل تكبير الإمام ما بعدها فينبغي اشتغاله بالدعاء وكذا تكرير الصلاة على النبي ﷺ؛ لأنها وسيلة لقبول الدعاء الذي هو المقصود في صلاة الجنازة وفاقا ل م ر اهـ. سم على البهجة وقوله فينبغي أن يشتغل بالدعاء كأن يقول اللهم اغفر له اللهم ارحمه ويكرره أو يأتي بالدعاء الذي يقال بعد الثالثة لكنه لا يجزئ عما يقال بعدها ولا يقال إن ما أتى به من الدعاء ليس في محله لما يأتي من أنه يستحب الدعاء بعد الصلاة على النبي ﷺ فما أتى به من جملة ما صدق عليه الدعاء المطلوب وإن كثر...[³]
_________
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 2 с. 57.
[²] См.: Хашия аш-Шабрамаллиси), т. 1, с. 533.
[³] См.: Хашия аль-Джамал, т. 3, с. 151.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .