ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
При заключении сделки купли-продажи уполномоченный обязан соблюдать все требования к сделке, которые установило лицо, уполномочившее его, и не имеет права делать то, на что не было разрешения.
Например, уполномоченное лицо не имеет права продавать товар в долг даже за высокую цену, если уполномочивший его не давал на это разрешения. Если же он разрешил продавать в долг, тогда это дозволено.
Если уполномочили продавать товар и уполномочивающий не указал, за какую валюту продавать, то уполномоченный обязан его продавать за ту валюту, которая находится в обороте в местности, где заключается договор купли-продажи. Если в этой местности пользуются двумя разными валютами, то он должен продать товар за ту валюту, которая имеет большее обращение. Если две валюты имеют одинаковое обращение в этой местности, то необходимо выбрать более выгодную для уполномочившего.
Уполномоченный не может продавать вещь значительно ниже его цены. Однако можно делать общепринятую для людей уступку, которая, как правило, не превышает 1/10 от общей стоимости товара.
Уполномоченный не может продать вещь по приемлемой цене, если есть надежда на появление покупателя, который даст большую цену. Если после заключения сделки купли-продажи по приемлемой цене до утверждения сделки появится покупатель, который платит больше, уполномоченный обязан расторгнуть сделку и продать тому, кто дает большую цену. Такое расторжение становится обязательным при условии, что тот, кто платит больше, является доверенным человеком и не затягивающим выплату долгов.
Вышеупомянутые решения,помимо купли- продажи, также распространяются и на другие виды сделок, совершаемых уполномоченным лицом.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة مغني المحتاج: واعلم أن للوكالة أربعة أحكام: الأول الموافقة في تصرف الوكيل لمقتضى اللفظ الصادر من الموكل أو القرينة، كما قال (الوكيل بالبيع مطلقا) أي توكيلا لم يقيد بشيء (ليس له البيع بغير نقد البلد) لدلالة القرينة العرفية عليه، فإن كان في البلد نقدان لزم البيع بأغلبهما، فإن استويا فبأنفعهما للموكل، فإن استويا تخير، فإن باع بهما ولو في عقد واحد جاز كما قاله الإمام والغزالي.(ولا) يبيع (بنسيئة)، وإن كان أكثر من ثمن المثل؛ لأن مقتضى الإطلاق الحلول؛ لأنه المعتاد غالبا (ولا بغبن فاحش، وهو ما لا يحتمل غالبا) بخلاف اليسير، وهو ما يحتمل غالبا كدرهم في عشرة فيصح البيع به، ويختلف المحتمل كما قال الروياني باختلاف أجناس الأموال،ولو باع بثمن المثل وثم راغب موثوق به بزيادة لا يتغابن بمثلها لم يصح؛ لأنه مأمور بالمصلحة، ولو وجد الراغب في زمن الخيار فالأصح أنه يلزمه الفسخ فإن لم يفعل انفسخ كما مر مثل ذلك في عدل الرهن، ومحله كما قال الأذرعي: إذا لم يكن الراغب مماطلا ولا متجوها ولا ماله أو كسبه حرام.
___
См.: Мугни аль-мухтадж, т. 3, с. 243.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527