НОШЕНИЕ ТАЛИСМАНА (САБАБ)

Вопрос: 
Можно ли носить талисманы, на которых написаны аяты из священного Корана или молитвы?

ОТВЕТ:

В хадисе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует говорится:

"من علق تميمة فقد أشرك"

«Кто повесит на себя амулет, тот впадает в неверие»
(Муснад иамама Ахмада, №17422)

Некоторые люди, неправильно понимая смысла этого и ему подобных хадисов, обвиняют мусульман в неверии и многобожии.

Предлагаем мнения ученых шафи’итского мазхаба по данному вопросу.

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-маджму’ Шарх аль-мухазаб» пишет:

المراد بالنهي ما كان بغير لسان العربية بما لا يدرى ما هو. قال البيهقي ويقال إن التميمة خرزة كانوا يعلقونها يرون انها تدفع عنهم الافات ويقال قلادة يعلق فيها العود 

«Под запретом заклинаний и амулетов имеется в виду запрет на все, что написано не на арабском языке, смысл которого непонятен.
Имам аль-Байхаки пишет, что амулет — это бусины, которые они (арабы в период до Ислама) вешали на себя и считали, что эти обереги отвращают от них беды (несчастья). Также говорят, что это ожерелье, на которое вешали палочки».

От сподвижника 'Утбата бин 'Амира передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"من علق تميمة فلا أتم الله له ومن علق وعدة فلا ودع الله له"

«Пусть Аллах не доведёт до конца дело (т.е. дело, ради которого человек повесил амулет) того, кто повесил на себя амулет. Также пусть Аллах не оставит в покое того, кто повесил (на себя) морскую раковину»
(Передал имам аль-Байхаки).

وقال هو أيضا راجع الى معنى ما قال ابو عبيدة قال ويحتمل ان يكون ذلك وما أشبه من النهي والكراهة فيمن يعلقها وهو يرى تمام العافية و زوال العلة بها على ما كانت عليه الجاهلية وأما من يعلقها متبركا بذكر الله تعالى فيها وهو يعلم ان لا كاشف له الا الله ولا دافع عنه سواه فلا بأس بها.

«Также аль-Байхаки пишет, что этот запрет возвращает нас к словам о тех людях, о которых говорил Абу 'Убайда:
«Вероятно запрет, нежелательность и тому подобное касается тех людей, которые вешают на себя талисманы, считая, что полное благополучие и избавление от болезней зависит от них, как в это верили люди доисламской эпохи. А если носить талисман с целью получения благодати посредством написанного в нем имени Аллаха, будучи убежденным, что никто не избавляет его от бед и не защищает его, кроме Аллаха, то в этом нет ничего запретного»

[См.: аль-Маджмуг’ Шарх аль-Мухаззаб, т. 9, с. 66].

Имам ибн Хаджар аль-Аскаляни в своем труде «Фатх аль-Бари» после того, как привел хадисы Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, о запрете ношения амулетов, пишет:

هذا كله في تعليق التمائم وغيرها مما ليس فيه قرآن ونحوه، فأما ما فيه ذكر الله فلا نـهي فيه؛ فإنه إنـما يجعل للتبرك به والتعوذ بأسـمائه وذكره

«Все эти запреты касаются ношения амулетов и т.п., в которых не написаны аяты из Корана или подобного Корану (как имена Аллаха и т. д.). Что же касается тех [талисманов], в которых содержится поминание Всевышнего, то нет запрета на их ношение. Поистине, они для того, чтобы испрашивать баракат [у Аллаха] и прибегать к Нему [с помощью] Его Имен и Его поминания»

[См.: Фатх аль-Бари, т.9, с. 258].

Имам Абу Давуд в своём сборнике передаёт от Амра бин Шуайба следующий хадис:

"ان رسول الله صلى الله عليه وسلم كان يعلمهم من الفزع كلمات: اعوذ بكلمات الله التامة من غضبه وشرعباده ومن همزات الشياطين وان يحضرون" وكان عبد الله بن عمرو يعلمهن من عقل من بنيه ومن لم يعقل كتبه فاعلقه عليه. 

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал своих сподвижников, говорить от страха, следующие слова:

«Прибегаю к защите Аллаха посредством Его имён, эпитетов и всех священных писаний, ниспосланных его пророкам от гнева Его, от зла Его рабов, от наущений шайтанов и их присутствия»

Также Абдуллах бин 'Амр обучал этим словам своих детей, которые разумели, а тем, которые не разумели, он писал эти слова на бумаге и вешал на них»

[См.: Абу Давуд н. 3893, также передаёт его Тирмизи н. 3528].

Имам Шараф аль-Хак аль-аббади в своих комментариях на сборник Абу Давуда пишет следующее:

فيه دليل على جواز تعليق التعوذ على صغار

«В этом есть довод на дозволенность вешать на маленьких детей то, в чем есть просьба ко Всевышнему о защите»

[См.: ‘Авн аль-Маг’буд, с. 1769].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Дозволяется носить амулеты, учитывая следующие условия:

1. Человек должен быть абсолютно убеждён, что только Аллах защищает от бед и исцеляет от болезней, а амулет же носят только лишь для просьбы Аллаха о защите и получения бараката посредством того, что там написано;
2. Амулет должен содержать аяты Корана, имена Аллаха и мольбы;
3. Все должно быть написано разборчивым почерком на понятном арабском языке, либо на другом понятном языке.
4. Родителям разрешается надевать талисманы на своих детей с соблюдением всех вышеупомянутых требований.

•┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•

© Отдел фетв, Муфтият РД
↘️Почта: [email protected]  
↘️Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

 

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .