ОТВЕТ:
Имам ад-Джурдани пишет в своей книге «Фатх аль-Аллам» следующее:
وأما مكروهاته أي: الصوم ...تأخير الفطر إن قصده ورأى أن فيه فضيلة، وإلا كأن كان التأخير لفقد ما يفطر عليه، أو انتظار جماعة، أو حضور مأكول، فلا بأس به. ومنها مضغ نحو اللبان ...ومنها ذوق الطعام ...نعم، إن احتاج إلى الذوق، كأن كان طباخا لم يكره.
«К нежелательным действиям поста относятся: намеренное откладывание разговения из-за мнения, что это похвально. А если разговение откладывается из-за отсутствия того, чем можно было бы отпустить пост, или же из-за ожидания людей или еды, то тогда в этом нет нежелательности; жевание смолы или жвачки. Пробовать еду или что-либо, при приготовлении пищи, если в этом есть необходимость, не будет нежелательным».
ومنها دخول الحمام لغير عذر ...لأنه ترفه لا يناسب الصوم قاله الكردي. ومنها القبلة، والمعانقة واللمس ...ومنها الاستياك بعد الزوال إلى الغروب ...ومنها الافتصاد لأنه مضعف وكذا الاحتجام، والحجم ...ومنها المخاصمة والمشاتمة،
«Также нежелательно заходить в парную без необходимости, так как в этом есть наслаждение, не соответствующее посту, как об этом сказал аль-Курди; целовать, обнимать и прикасаться (то есть все прикосновения к телу без преграды) к жене с вожделением (в этом случае это будет карахату-тахримом – близким к запретному); использовать сивак после зенита до захода солнца; кровопускание, так как оно ослабляет тело, кровопускание с использованием банок (хиджама), делать кровопускание другим; спорить, ругаться.
فإن شتمه أحد أو تعرض لمشاتمته فليتذكر بقلبه أنه صائم، زجراً لنفسه لها عن أن تفعل ما لا ينبغي فتذهب بركة الصوم.
А если же постящегося будут ругать и бранить или побуждать к брани, то ему следует сказать про себя, что он соблюдает пост, воздерживаясь от того, что не подобает постящемуся, чтоб не лишиться его благодати».1
Имам ибн Хажар в своей книге «Аль-манхаж аль-кавим» пишет:
ويسن له ترك الشهوات المباحة التي لا تبطل الصوم من التلذذ بمسموع ومبصر وملموس ومشموم كشم ريحان ولمسه والنظر إليه لما في ذلك من الترفه الذي لا يناسب حكمة الصوم، ويكره له ذلك كله.
«Постящемуся желательно (сунна) оставить дозволенные увлечения и наслаждения, не нарушающие поста: слышать, видеть, трогать, нюхать что-то. Например, нюхать такое растение, как базилик, притрагиваться к нему, смотреть на него, так как в этом есть увлечение, не соответствующее мудрости поста. Всё это является нежелательным (макрух) для постящегося».2
_____
1 См.: Фатх аль-Аллям, т. 4, с. 52
2 См: Аль-Манхаж аль-кавим, т. 1, с. 253
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag