ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
В первую очередь нужно подчеркнуть, что речь идет об одном или двух разводах, потому что после окончательного развода (троекратного) муж не имеет права делать ражъат своей жене (то есть возвращать супругу в жены словами: «Я возвращаю тебя обратно в брак»).
Во-вторых, в случае, когда так объявляется бывший супруг, нужно знать, что он в этой ситуации является истцом, и должен доказать свой иск свидетелями. И в этом вопросе свидетелями могут быть только двое справедливых мужчин. Если он двумя справедливыми свидетелями докажет, что на самом деле возвращал свою супругу в брак после одного или двукратного развода, тогда жена не имеет права оставаться со вторым супругом и должна вернуться к первому, несмотря на то, была у нее со вторым мужем половая близость или нет.
Такое же решение будет и в случае, если истец не докажет своих претензий, но она и её нынешний супруг признают иск.
В этих случаях, когда истец доказывает свой иск или ответчики признают его иск правомерным, брак, заключенный между ней и другим мужчиной, становится недействительным.
Если окажется, что у этой женщины со вторым супругом была половая близость, то она не может требовать у него оговоренный махр, и предъявляет право только на махр-мисль из-за недействительности повторного брака.
Если у первого супруга не окажется доказательств, и супруги не признают его правоты, то второму мужу этой женщины предоставляется возможность поклясться, после чего супругу оставляют с ним. А если второй (нынешний) супруг откажется давать клятву, то такая возможность предоставляется первому супругу (истцу), после чего возвращают супругу к нему.
А если супруга признается в осведомленности, что первый вернул её, но не признает второй супруг, то она остается со вторым, и её признание против второго мужа не принимается. Если второй даст ей развод, то к первому её возвращают без заключения никяха.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة فتح المعين بشرح قرة العين بمهمات الدين: فرع: لو انقضت عدة الرجعية ثم نكحت آخر فادعى مطلقها عليها أو على الزوج الثاني الرجعة قبل انقضاء العدة فأثبت ذلك ببينة أو لم يثبت لكن أقرا: أي الزوجة والثاني له به أخذها لأنه قد ثبت بالبينة أو الإقرار ما يستلزم فساد النكاح ولها عليه بالوطء مهر المثل. فلو أنكر الثاني الرجعة صدق بيمينه في إنكارها لأن النكاح وقع صحيحا والأصل عدم الرجعة. أو أقرت هي دون الثاني فلا يأخذها لتعلق حق الثاني حتى تبين من الثاني إذ لا يقبل إقرارها عليه بالرجعة ما دامت في عصمته لتعلق حقه بها. أما إذا بانت منه فتسلم للأول بلا عقد.
____
См.: Фатх аль-му’ин, с. 529.
•————•✿❁✿•————•
© Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527