Наущения в вероубеждении

Вопрос: 
Вредят ли вере человека сомнения, вызванные наущениями (васваса), и как с ними бороться?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Васваса является одним из видов внушения, поскольку внушения могут быть от Аллаhа, от ангела, от нафса человека, от людей и от шайтана. Первые два вида внушения в большей степени побуждают к добру, благому и не вселяют страха, сомнения и т. п.  Хотя все эти мысли в человеке создает только Всевышний Аллаh и происходят только по Его воле, спровоцировать их могут вышеперечисленные факторы.

Навязчивые мысли, вселяющие сомнения относительно веры человека, могут быть как от людей, от самого человека путем самовнушения, так и от шайтана, но в большей степени они исходят от иблиса и поэтому называются наущениями шайтана (васвасату шайтан). Наущения шайтана относительно веры человека иногда бывают временными и необоснованными, а иногда длительными и более обоснованными. Этими мыслями иблис подстрекает, призывает как к мерзости и к предосудительному в деяниях и в словах, так и к сомнениям в вере, а иногда вселяет страх, тревогу в сердце и в разуме человека. 

Наущения иблиса могут касаться как вопросов вероубеждения мусульманина, так и его поклонения и взаимоотношений с окружающим его миром. Если подобные наущения вызывают сомнения человека в его вере, но он не поддается этим сомнениям и опасается высказывать или совершать их, боится задумываться над ними, то они ни в коем случае не портят веру человека и не влияют на его вероубеждение, даже наоборот, указывают на совершенство и чистоту его веры, как об этом указывается в хадисе Пророка ﷺ: «Однажды сподвижники пришли к Пророку ﷺ и спросили его: “Нам иногда приходят такие мысли, произнесение которых мы считаем тяжким для нас (боимся даже произносить их)”. Пророк ﷺ спросил: “С вами действительно происходит такое?” Они ответили: “Да”. Пророк ﷺ сказал: “Это есть чистая вера”».

В другом хадисе говорится о том, что Пророк ﷺ сказал: «Шайтан приходит к кому-либо из вас и говорит: “Кто создал это? Кто создал то?” Затем он говорит: “А кто создал твоего Господа?” Тот, кто окажется в таком состоянии, пусть прибегнет к Аллаhу и прекратит думать об этом».

Исходя из смысла этих хадисов можно сказать, что наущения бывают двух видов;

1) временные, необоснованные мысли, которые не нуждаются в аргументированных ответах, и подобные наущения не вселяют особых сомнений. На них не стоит обращать внимание, и бороться с ними можно, просто игнорируя их, будучи уверенным, что подобные наущения могут настигнуть даже самых праведных людей как это, случилось со сподвижниками Пророка ﷺ, и знать, что причиной этих наущений является чистая вера, или что наличие наущений это и есть признак чистой совершенной веры.

2) более сложные наущения в виде постоянных мыслей, вызывающие сомнения. Для устранения таких наущений недостаточно всего лишь игнорировать их, а необходимо прибегать к защите Аллаhа и иметь более аргументированные ответы для подобных мыслей, вызывающих сомнения, чтобы эти наущения не портили твердые убеждения мусульманина.

Если мусульманина мучают такие частые сложные наущения, ему необходимо читать уже разные молитвы и поминания Аллаhа, прибегать к Его защите, обратиться к более знающим и праведным людям для подкрепления и усовершенствования своих знаний.
И в этой связи ученые сказали: «Самое полезное в излечении от васваса – это переход к упоминанию Аллаhа и преумножение Его (зикра)».

В таких ситуациях рекомендуется читать следующие азкары:

1) А’узубиЛлаhи мина щайтани р-ражим;
2) «Астагъфируллаh»;
3) «Ла илаhа иллАллаh»;
4) «Аманту би-Ллаhи ва Расулиhи» (я уверовал в Аллаhа и в Его Посланника) - 3 раза;
5) чтение сур «Аль-Ихлас», «Аль-Фалак», «Ан-Нас»;
6) чтение следующего аята: «هُوَ الْأَوَّلُ وَالْآخِرُ وَالظَّاهِرُ وَالْبَاطِنُ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ» (Сура «Аль-Хадид», 3 аят).

Также стоит отметить, что мусульманину не стоит бояться и беспокоиться из-за разных самовнушений. В достоверном хадисе, переданном Имамом Муслимом и аль-Бухари от Абу Хурайры, Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Поистине, Всевышний Аллаh прощает моей Умме то, что нашептывает им их нафс (имеется в виду самовнушение), пока они не произнесут или не совершат этого».

О наущениях в поклонении можно прочитать в фетве №271.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

‌‎عبارة المنهاج شرج صحيح مسلم للنووي: "باب بيان الوسوسة في الإيمان وما يقوله من وجدها". فيه أبو هريرة رضي الله عنه (قال جاء ناس من أصحاب النبي ﷺ فسألوه إنا نجد في أنفسنا ما يتعاظم أحدنا أن يتكلم به قال وقد وجدتموه قالوا نعم قال ذاك صريح الإيمان) وفى الرواية الأخرى (سئل النبي ﷺ عن الوسوسة فقال تلك محض الإيمان) وفى الحديث الآخر (لا يزال الناس يتساءلون حتى يقال هذا خلق الله الخلق فمن خلق الله فمن وجد من ذلك شيئا فليقل آمنت بالله) وفى الرواية الأخرى (فليقل آمنت بالله ورسله) وفى الرواية الأخرى (يأتي الشيطان أحدكم فيقول من خلق كذا وكذا حتى يقول له من خلق ربك فإذا بلغ ذلك فليستعذ بالله ولينته). أما معاني الأحاديث وفقهها فقوله ﷺ ذلك صريح الإيمان ومحض الإيمان معناه استعظامكم الكلام به هو صريح الإيمان فإن استعظام هذا وشدة الخوف منه ومن ينطق به فضلا عن اعتقاده إنما يكون لمن استكمل الإيمان استكمالا محققا وانتفت عنه الريبة والشكوك. واعلم أن الرواية الثانية وإن لم يكن فيها ذكر الاستعظام فهو مراد وهي مختصرة من الرواية الأولى ولهذا قدم مسلم رحمه الله الرواية الأولى وقيل معناه أن الشيطان إنما يوسوس لمن أيس من اغوائه فينكد عليه بالوسوسة لعجزه عن إغوائه وأما الكافر فإنه يأتيه من حيث شاء ولا يقتصر في حقه على الوسوسة بل يتلاعب به كيف أراد فعلى هذا معنى الحديث سبب الوسوسة محض الإيمان أو الوسوسة علامة محض الإيمان وهذا القول إختيار القاضي عياض وأما قوله ﷺ فمن وجد ذلك فليقل آمنت بالله وفى الرواية الأخرى فليستعذ بالله ولينته فمعناه الإعراض عن هذا الخاطر الباطل والالتجاء إلى الله تعالى في اذهابه. قال الامام المازري رحمه الله ظاهر الحديث أنه ﷺ أمرهم أن يدفعوا الخواطر بالإعراض عنها والرد لها من غير استدلال ولا نظر في إبطالها قال والذي يقال في هذا المعنى أن الخواطر على قسمين فأما التي ليست بمستقرة ولا اجتلبتها شبهة طرأت فهي التي تدفع بالاعراض عنها وعلى هذا يحمل الحديث وعلى مثلها ينطلق اسم الوسوسة فكأنه لما كان أمرا طارئا بغير أصل دفع بغير نظر في دليل إذ لا أصل له ينظر فيه وأما الخواطر المستقرة التي أوجبتها الشبهة فإنها لا تدفع إلا بالاستدلال والنظر في إبطالها والله أعلم. وأما قوله ﷺ فليستعذ بالله ولينته فمعناه إذا عرض له هذا الوسواس فليلجأ إلى الله تعالى في دفع شره عنه وليعرض عن الفكر في ذلك وليعلم أن هذا الخاطر من وسوسة الشيطان وهو إنما يسعى بالفساد والإغواء فليعرض عن الإصغاء إلى وسوسته وليبادر إلى قطعها بالاشتغال بغيرها والله أعلم.
وكذلك في الفتاوى الكبرى الفقهية لابن حجر الهيتمي الجزء ١ الصفحة ٢١٦
_______
См.: Аль-минхадж шарх Сахих Муслим, т. 1, с. 171-174.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .