ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Если человек получит в наследство имущество, и ему неизвестно дозволенным путем оно было заработано наследодателем или запретным, и нет никаких признаков, которые указывают на это, то такое имущество является дозволенным для наследников по единогласному мнению ученых.
Если же наследник точно знает, что среди унаследованного имущества есть какая-то доля запретного имущества, например, ему известно, что наследодатель добыл какую-то часть имущества путем кражи, обмана, ростовщических процентов и т. д., но при этом он не знает какое имущество конкретно является недозволенной, то, в этом случае, он обязан приблизительно определить эту часть и избавиться от нее.
Имам Аль-Газали, да помилует его Аллаh, сказал: если человек владеет запретным имуществом, и он хочет покаяться и избавиться от него, ему следует поступить следующим образом: если у этого имущества есть хозяева, то есть, оно было добыто притеснением кого-либо, кражей, ростовщичеством и т. д., то он обязан вернуть это имущество хозяевам если есть такая возможность.
Если же их уже нет в живых, то имущество нужно вернуть их наследникам. А если и это невозможно сделать, и нет надежды на то, что они объявятся, то он обязан расходовать это имущество на общие блага, например, на постройку дорог, проведение воды, строительство мечетей и т.д.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة المجموع شرح المهذب: من ورث مالا ولم يعلم من أين كسبه مورثه أمن حلال أم حرام ولم تكن علامة فهو حلال بإجماع العلماء فإن علم أن فيه حراما وشك في قدره أخرج قدر الحرام بالاجتهاد، قال الغزالي إذا كان معه مال حرام وأراد التوبة والبراءة منه فإن كان له مالك معين وجب صرفه إليه أو إلى وكيله فإن كان ميتا وجب دفعه إلى وارثه وإن كان لمالك لا يعرفه ويئس من معرفته فينبغي أن يصرفه في مصالح المسلمين العامة كالقناطر والربط والمساجد ومصالح طريق مكة ونحو ذلك مما يشترك المسلمون فيه وإلا فيتصدق به على فقير أو فقراء وينبغي أن يتولى ذلك القاضي إن كان عفيفا فإن لم يكن عفيفا لم يجز التسليم إليه فإن سلمه إليه صار المسلم ضامنا.
____
См.: Аль-маджму’ шарх аль-Мухаззаб, т. 9, с. 351.
•————•✿❁✿•————•
© Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527