Наследование (ирс) немусульманину

Вопрос: 
Переходит ли наследственное имущество (ирс) от отца-мусульманина, например, сыну-немусульманину и наоборот?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Согласно шафиитскому мазхабу, существует несколько причин, препятствующих получению наследственного имущества, кому бы оно ни принадлежало: отцу, дедушке и т. д. Одной из этих причин является неверие (куфр) наследодателя или наследника. Следовательно, если наследник — неверующий человек (брат, сын, супруга и т.д.), то от наследодателя-мусульманина (отца, мужа и т.д.) он ничего из имущества не получает. Также, если наследодатель, например, отец немусульманин, то от него тоже не переходит ничего наследникам-мусульманам.

Также наследственное имущество не получают от вероотступника, как не получает наследства и сам вероотступник, даже если он примет Ислам сразу после смерти наследодателя.

Как довод к вышесказанному решению ученые шафиитского мазхаба приводят хадис, переданный от Усамы ибн Зайда, да будет доволен ими Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульманин не наследует имущества неверующего и неверующий не наследует имущества мусульманина» (Бухари, Муслим).

Примечание:

Имущество наследодателя-вероотступника следует расходовать на общее благо мусульман, например, на строительство мечетей, дорог, проведения воды и т.п.

Если оба (наследник и наследодатель) неверующие, например, оба иудеи или один иудей, а другой христианин или один огнепоклонник, а другой христианин и т. д., то право на наследование они не теряют. Однако если один из этих упомянутых станет вероотступником (христианин выйдет из своей религии), то от него не переходит наследство, также и сам не получает его.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: (فصل) في موانع الإرث وما معها. (لا يتوارث مسلم وكافر) بنسب وغيره للحديث المتفق عليه «لا يرث المسلم الكافر ولا الكافر المسلم» وللإجماع على الثاني. (قوله على الثاني) أي عدم إرث الكافر من المسلم...(ولا يرث) زنديق وهو من لا يتدين بدين ولا (مرتد) حال الموت بحال وإن أسلم؛ لأنه لا مناصرة بينه وبين أحد لإهداره. ..(ولا يورث) بحال بل ماله فيء لبيت المال سواء ما اكتسبه في الإسلام والردة ارتد في صحته أو مرضه..( قوله وهو من لا يتدين إلخ) ويعبر عنه بمن يظهر الإسلام ويخفي الكفر وهما متقاربان اهـ النهاية ...(قوله ولا مرتد إلخ) وكذا نصراني تهود أو نحوه اهـ مغني (قوله وإن أسلم) أي بعد موت مورثه اهـ مغني..[¹]
عبارة نهاية المحتاج...(ويرث الكافر الكافر) على حكم الإسلام (وإن اختلفت ملتهما) كيهودي من نصراني، ونصراني من مجوسي، ومجوسي من وثني وبالعكوس؛ لأن جميع ملل الكفر في البطلان كالملة الواحدة.[²]
_________
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 6, с. 415-416.
[²] См.: Нихаят аль-мухтадж, т. 4, с. 44.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .