Наказание человека за преступление близкого

Вопрос: 
Как относится Ислам к наказанию человека за преступления близких ему людей?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Одним из главных принципов божественных законов является то, что каждый человек ответственен лишь за свои поступки и не отвечает за преступления других людей, как бы близки ему они ни были.

Всевышний Аллаh в 38 аяте суры «Ан-Наджм» говорит:

أَلَّا تَزِرُ وَازِرَةࣱ وِزۡرَ أُخۡرَىٰ

(смысл): «Ни одна душа не несёт чужого бремени».

Имам Аль-Багави передает от ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллаh), что люди до пророка Ибрахима (мир ему) наказывали человека за грех другого. Человека могли убить за преступление его отца, сына, брата и т. д., пока пророк Ибрахим (мир ему) не запретил это, основываясь на слова Всевышнего, что человек не несёт бремя ответственности за преступления другого.

Также Всевышний в 178 аяте суры «Аль-Бакара» говорит:

يـٰۤأَیُّهَا ٱلَّذِینَ ءَامَنُوا۟ كُتِبَ عَلَیۡكُمُ ٱلۡقِصَاصُ فِی ٱلۡقَتۡلَىۖ ٱلۡحُرُّ بِٱلۡحُرِّ وَٱلۡعَبۡدُ بِٱلۡعَبۡدِ وَٱلۡأُنثَىٰ بِٱلۡأُنثَىٰۚ فَمَنۡ عُفِیَ لَهُۥ مِنۡ أَخِیهِ شَیۡءࣱ فَٱتِّبَاعُۢ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَأَدَاۤءٌ إِلَیۡهِ بِإِحۡسَـٰنࣲۗ ذَ ⁠لِكَ تَخۡفِیفࣱ مِّن رَّبِّكُمۡ وَرَحۡمَةࣱۗ فَمَنِ ٱعۡتَدَىٰ بَعۡدَ ذَ ⁠لِكَ فَلَهُۥ عَذَابٌ أَلِیمࣱ

(смысл): «О верующие! Предписано вам возмездие (кысас) за убитых: вольный за вольного, раб за раба, женщина за женщину. А если убийца прощен своим братом (по вере), то необходимо поступить по справедливости и заплатить ему (выкуп) наилучшим образом. Это — облегчение (вам) от вашего Господа и милость. А кто перейдет границы дозволенного после этого, тому — болезненное наказание».

Такие авторитетные толкователи Корана, как Абуль Хасан Аль-Ва’хиди, Ибн Атыйа, Фахруддин ар-Рази и Абу ас-Су’уд (да помилует их Аллаh) объясняют слова Всевышнего «...а кто перейдет границы дозволенного после этого, тому — болезненное наказание», как угрозу тем, кто мстит кому-то из числа близких убийцы, как это делалось во времена джахилии.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تفسير البغوي: وروى عكرمة عن ابن عباس قال: كانوا قبل إبراهيم عليه السلام يأخذون الرجل بذنب غيره، كان الرجل يقتل بذنب أبيه وابنه وأخيه وامرأته وعبده، حتى كان إبراهيم فنهاهم عن ذلك، وبلغهم عن الله "ألا تزر وازرة وزر أخرى".[¹]
عبارة التفسير البسيط: قوله تعالى: {فمن اعتدى بعد ذلك} قال ابن عباس: يريد: كما كانت الجاهلية تفعل، تقتل من قوم القاتل عدة.[²]
عبارة مفاتيح الغيب للرازي: أما قوله: فمن اعتدى بعد ذلك التخفيف يعني جاوز الحد إلى ما هو أكثر منه قال ابن عباس والحسن: المراد أن لا يقتل بعد العفو والدية، وذلك لأن أهل الجاهلية إذا عفوا وأخذوا الدية، ثم ظفروا بعد ذلك بالقاتل قتلوه، فنهى الله عن ذلك وقيل المراد: أن يقتل غير قاتله، أو أكثر من قاتله أو طلب أكثر مما وجب له من الدية أو جاوز الحد بعد ما بين له كيفية القصاص ويجب أن يحمل على الجميع لعموم اللفظ).[³]
عبارة المحرر الوجيز في تفسير الكتاب العزيز: وترك التعدي على غيره كما كانت العرب تتعدى وتقتل بقتيلها الرجل من قوم قاتله،).[⁴]
عبارة إرشاد العقل السليم إلى مزايا الكتاب الكريم: {فمن اعتدى بعد ذلك} بأن قتل غير القاتل بعد ورود هذا الحكم أو قتل القاتل بعد العفو أو أخذ الدية.[⁵]
________
[¹] См.: Тафсир Аль-Багави, т.  4, с. 314.
[²] См.: Тафсир аль-басыт, т. 3, с 540.
[³] См.: Мафатих аль-гайб, т. 5, с. 228.
[⁴] См.: Аль-мухаррар аль-ваджиз, т. 1, с. 244.
[⁵] См.: Иршад аль-акль ас-салим, т. 1, с. 196.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .