Вопрос:
Можно ли совершать желательное полное омовение - сунна, т.е. полное омовение, не связанное с причиной?
Например, в обычный день, когда купаешься под душем, можно ли сделать намерение на желательное полное купание?
Ответ:
Ибну Хаджар аль-Хайтами в своей книге “Тухфат уль-Мухтаж”, перечисляя случаи желательного купаня, пишет следующее:
عبارة تحفة المحتاج:
ﻭ من المسنون الغسل ﻟﺘﻐﻴﺮ اﻟﺠﺴﺪ ﻭﻛﺬا ﻋﻨﺪ ﻛﻞ ﺣﺎﻝ ﻳﻘﺘﻀﻲ ﺗﻐﻴﺮﻩ ﻭﻋﻨﺪ ﻛﻞ ﻣﺠﻤﻊ ﻣﻦ ﻣﺠﺎﻣﻊ اﻟﺨﻴﺮ اه.
Смысл: “К случаям желательного купания относится купание при изменении запаха тела, а также купание перед участием в дозволенном собрании”.
Далее Ибну Хаджар аль-Хайтами пишет:
عبارة تحفة المحتاج:
(ﻭﻻ ﻳﺴﻦ ﺗﺠﺪﻳﺪه) ﺃﻱ اﻟﻐﺴﻞ ﻷﻧﻪ ﻟﻢ ﻳﻨﻘﻞ ﻭﻟﻤﺎ ﻓﻴﻪ ﻣﻦ اﻟﻤﺸﻘﺔ اه.
“Нет желательности обновлять обязательное купание, так как до нас не дошло какое-либо предание об этом. И ещё: в этом есть трудность”.
Относительно обновления омовения без соверешения какого-либо намаза после первого омовения, Ибну Хаджар аль-Хайтами пишет следующее:
عبارة تحفة المحتاج:
ﻧﻌﻢ ﻳﺘﺠﻪ ﺃﻧﻪ ﻟﻮ ﻗﺼﺪ ﺑﻪ ﻋﺒﺎﺩﺓ ﻣﺴﺘﻘﻠﺔ ﺣﺮﻡ اه.
“Однако если кто-либо при этом захочет обновить омовение с намерением на желательное поклонение, то ясно, что это запрещено”.
Из вышесказанного вытекает, что в Шариате, по крайней мере в Шафиитском мазхабе, отсутствует понятие желательного купания без причины. А так, в основе своем, при отсутствии факторов, влияющих на запрет, купание дозволено.
Итак, если у вас нет причины для желательного полного омовения, хотя бы в виде изменения запаха тела, например, от пота, то при купании вы не делаете намерение на желательное купание.
Отдел Фетв Муфтията РД.