Место распределения закята

Вопрос: 
Где нужно распределять закятное имущество: по месту жительства хозяина, или там, где находится его имущество?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…,

Если хозяин имущества живет в одном населенном пункте, а имущество в другом, то закят с этого имущества распределяется среди бедняков того населенного пункта, где находится имущество, так как бедняки этой местности видят и знают об этом имуществе и надеются получить из него закят. Если по завершении года имущество будет находиться вне населенного пункта, то закят распределяется между бедняками ближайшего населенного пункта.

Путник, занимающийся торговлей, выплачивает закят со своего имущества там, где он находится ко времени обязательства закята.

С имущества, находящегося в разных местах, закят распределяется соразмерно долям в каждом из этих населенных пунктов, где находится данное имущество, если это не требует разделения одного цельного закятного предмета. Например, если у человека 20 овец находится в одном месте и еще 20 в другом месте, то одну овцу не делят на две части, а выплачивают закят целиком — одну овцу в одном из этих населенных пунктов. Но так целиком в одном из населенных пунктов выплачивать нежелательно. 

Избежать этой нежелательности можно выплатив две овцы, по одной в каждом из этих населенных пунктов или передав целую овцу закята имаму или уполномоченному в распределении закята, чтобы они распределили между нуждающимися.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة روضة الطالبين: لو كان المال ببلد، والمالك ببلد، فالاعتبار ببلد المال، لأنه سبب الوجوب، ويمتد إليه نظر المستحقين، فيصرف العشر إلى فقراء بلد الأرض، حتى حصل منها المعشر، وزكاة النقدين والمواشي والتجارة إلى فقراء البلد الذي تم فيه حولها، فإن كان المال عند تمام الحول في بادية، صرف إلى فقراء أقرب البلاد إليه.  قلت: ولو كان تاجرا مسافرا، صرفها حيث حال الحول. والله أعلم. ولو كان ماله في مواضع متفرقة، قسم زكاة كل طائفة من مال ببلدها، ما لم يقع تشقيص، فإن وقع، بأن ملك أربعين من الغنم، عشرين ببلد، وعشرين بآخر، فأدى شاة في أحد البلدين. قال الشافعي - رحمه الله -: كرهته، وأجزأه. وهذا هو المذهب، وقطع به جمهور الأصحاب. سواء جوزنا نقل الصدقة، أم لا .وقال أبو حفص ابن الوكيل: هذا جائز، إن جوزنا نقل الصدقة، وإلا فيؤدي في كل بلد نصف شاة. والصواب: الأول.[¹]
عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: (قوله: بكل محل) أي: بكل من محلين (قوله: مع الكراهة) وطريق الخروج من الكراهة أن يدفعها للإمام، أو الساعي أو يخرج شاتين في البلدين ويكون متبرعا بالزيادة.[²]
___
[¹] См.: Равдат ат-талибин, т. 2, с. 333.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж (с субкомментариями имама аш-Ширвани), т. 7, с. 173.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Вк: https://vk.com/public173383186
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .