ЛУТБОКСЫ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ

Вопрос: 
В наше время сильно распространились видеоигры, но мой вопрос касается не конкретно компьютерных игр, а лутбоксов, содержащихся в них. Они работают следующим образом: человек приобретает за реальные деньги игровую валюту, затем уже в игре, надеясь на удачу покупает за игровую валюту лутбоксы, в которых бывают редкие игровые предметы. Дозволено ли это в Исламе?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мух’аммаду!

Лутбокс (англ. loot box — «коробка добычи», также loot/prize crate — «ящик добычи/призов»), также употребляется название «кейс» или «контейнер» — виртуальный предмет в компьютерных играх, при использовании которого игрок получает случайные виртуальные предметы различной ценности и назначения, называемые добычей (англ. loot). 

Спектр этих предметов довольно широк в пределах от простых модификаций внешнего вида персонажа или аватара игрока вплоть до изменяющих ход игры предметов, например, оружия или брони. Лутбокс представляет собой форму монетизации игры, при этом конкретная форма может различаться, то есть игроку могут или предлагаться лутбоксы непосредственно, или он получает лутбоксы в процессе игры, для использования которых требуется приобретать «ключи».

Согласно шафиитскому мазхабу, товар должен иметь какую-то материальную ценность и быть известен (знаком) покупателю заранее. В противном случае сделка считается недействительной.

Судя по всему, при покупке лутбоксов оба пункта отсутствуют, поэтому сделка считается недействительной, а соответственно, запретной и греховной. Более того в сделке имеются признаки гэмблинга, что усугубляет запрет покупки лутбоксов. А Аллаh знает лучше.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: (الثاني النفع) به شرعا ولو مآلا... لأن بذل المال في غيره سفه وآخذه آكل له بالباطل.
قوله: (النفع به) أي: بما وقع عليه الشراء في حد ذاته فلا يصح بيع ما لا ينتفع به بمجرده وإن تأتى النفع به بضمه إلى غيره.
(الخامس العلم به) أي: المعقود عليه عينا في المعين وقدرا وصفة فيما في الذمة كما يعلم من كلامه الآتي للنهي عن بيع الغرر وهو ما احتمل أمرين أغلبهم أخوفهما.[¹]

عبارة كنز الراغبين: (الثاني) من شروط المبيع (النفع) فما لا نفع فيه ليس بمال فلا يقابل به.[²]

عبارة الموسوعة الفقهية: أن يكون مالا: وعبر المالكية والشافعية عن هذا الشرط بلفظ: النفع أو الانتفاع، ثم قالوا: ما لا نفع فيه ليس بمال فلا يقابل به، أي لا تجوز المبادلة به. وهو شرط انعقاد عند الحنفية. والمال ما يميل إليه الطبع، ويجري فيه البذل والمنع، فما ليس بمال ليس محلا للمبادلة بعوض، والعبرة بالمالية في نظر الشرع، فالميتة والدم المسفوح ليسا بمال.[³]
—————
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж (с субкомментариями имама Аш-ширвани), т. 4, с. 284-298.
[²] См.: Канз ар-рагибин (с субкомментариями), т. 2, с. 198.
[³] См.: Мавсу’а аль-фикхия, т. 9, с. 14-15.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инста: https://instagram.com/fatavadag
 ↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .