ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Указывать в договоре займа подобное условие не дозволено, так как оно превращает договор займа в ростовщичество. Если все же такое условие будет указано в договоре займа, то оно не подлежит соблюдению.
Также запрещено заимодавцу требовать у заемщика разницу в цене, возникшую из-за падения курса валюты, даже если изначально такое условие не было обговорено. Если же курс валюты поднимется к моменту возврата долга, заемщик не имеет права вернуть долг из расчета действующего курса на момент возврата.
Например, если кто-то взял в долг 100 долларов, когда курс составлял 70 рублей за 1 доллар и к моменту возврата долга он поднялся до 80 рублей, заёмщик не имеет права рассчитываться по действующему курсу, ограничившись возвратом 87,5 долларов, ссылаясь на то, что, если в день займа 100 долларов были эквивалентны семи тысячам рублей, то в день возврата 7 тысяч рублей стали эквивалентны 87,5 долларам.
Это запрещено независимо от того, было это обусловлено в договоре займа или нет. Однако, если договор займа изначально не содержал вышеуказанные запретные пункты и в случае падения курса заемщик по доброй воле в качестве благодарности вернет больше положенной суммы или заимодатель ввиду повышения курса простит часть долга, это дозволено и даже похвально.
Вышесказанное обосновано тем, что любая валюта, взятая в долг, должна возвращаться к заимодателю ровно в том количестве, в котором ее брали, независимо от того, каким бы колебаниям курс ни подвергался.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة الإقناع في حل ألفاظ أبي شجاع: (ولا يجوز بيع) عين (الذهب بالذهب و) لا بيع عين (الفضة كذلك) أي بالفضة (إلا) بثلاثة شروط الأول كونه (متماثلا) أي متساويا في القدر من غير زيادة حبة ولا نقصها والثاني كونه (نقدا) أي حالا من غير نسيئة في شيء منهوالثالث كونه مقبوضا قبل التفرق أو التخاير للخبر السابق...[¹]
قرار "مجلس المجمع الفقهي" برابطة العالم الإسلامي بمكة المكرمة الدورة الخامسة قرار رقم (6): أن العملة الورقية نقد قائم بذاته, له حكم النقدين من الذهب والفضة؛ فتجب الزكاة فيها, ويجري الربا عليها بنوعيه - فضلًا، ونسيئة - كما يجرى ذلك في النقدين من الذهب والفضة تمامًا…[²]
قرر مجمع الفقه الإسلامي في دورته المنقعدة بالكويت بتاريخ 12/1988: أن العبرة في وفاء الديون الثابتة بعملة ما هي بالمثل وليس بالقيمة؛ لأن الديون تقضى بأمثالها، فلا يجوز ربط الديون الثابتة في الذمة أياً كان مصدرها بمستوى الأسعار. قرارات وتوصيات مجمع الفقه السلمي الدولي ص 148 قرار رقم: 42.[³]
__________
[¹] См.: Аль-икна фи хилли алфаз Аби Шуджа, т. 2, с. 279.
[²] См.: Карар маджлиси аль-маджама аль-фикхи №6
[³] См.: Карар аль-маджама аль-фикхи аль- исламий №42
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527