ОТВЕТ:
Деятельность хаджама (человек, проводящий процедуру кровопускания) относится к "фарзуль кифаят", т. е. к коллективной обязанности мусульман, выполнение которого определенным количеством людей освобождает от ответственности остальных. Это такие обязанности, как медицина, строительство больниц, вынесение фетв, заупокойная молитва, и т. д.
Имам аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» относительно этого пишет:
(والحرف والصنائع) كالتجارة والخياطة والحجامة...
«К коллективным обязанностям относятся такие профессии и ремёсла, как торговля, швейное дело, хиджама и т. д. »
[См.: Мугни аль-Мухтадж, т. 4, с. 281].
Ученые-богословы шафиитского мазхаба относительно заработка хиджамой сказали следующее.
Имам аль-Харамайн, в своей книге «Нихаят аль-Матлаб» пишет:
كسب الحجام حلال، ولو امتنع الاكتساب به مع مسيس الحاجة اليه لجر ذلك ضرارا عظيما...
«Заработок того, кто занимается кровопусканием, считается дозволенным. Если бы при острой нужде людей в этом такая деятельность была бы запретной, то это привело бы к очень плохим последствиям».
Далее он пишет:
الاكتساب بهذا وإن كان حلالا فلا ينبغي للإنسان ان يرغب فيه مع قدرته على نوع اخر من الكسب.
«Зарабатывать хиджамой дозволено, но человеку не следует стремиться к такому заработку, имея возможность зарабатывать другим способом»
[См.: Нихаят аль-Матляб, т. 18, с. 216-217].
Имам ибн Руфг’а, да будет доволен им Аллах, в своей книге «Кифаят ан-Набих» пишет:
...ومكروه وهو ما باشر في النجاسة كالحجام والجزار وكناس الحشوش والاقذار.
«Нежелательными профессиями считаются те, в которых предполагается контакт с нечистотами. Это ремесло хаджама, мясника, метельщика садов или мест, где есть нечистоты»
[См.: Кифаят ан-Набих, т. 4, с. 245].
Однако согласно мазхабу имама Малика в этом вопросе нет даже нежелательности.
Ученый маликитского мазхаба Абу Валид аль-Баджи в своей книге «Аль-Мунтака шарх аль-Муватта» пишет следующее:
فاما أجرة الحجام فباح أكلها.
«Что касается оплаты труда хаджама, то она дозволена»
[См.: Аль-Мунтака шарх аль-Муватта, т. 7, с. 298].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Согласно мазхабу имама аш-Шафи’и хиджама является фарзуль кифаятом — коллективной обязанностью. Тем не менее, зарабатывать хиджамой человеку нежелательно. Причина нежелательности в том, что он контактирует с нечистотами, в данном случае с кровью.
• Согласно мазхабу имама Малика в таком заработке нет нежелательности.
•┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•
© Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/