ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Коранисты, кораниты — это заблудшая еретическая секта, приписывающая себя к исламу. Они утверждают, что Коран является единственным каноническим источником в Исламе, тем самым отрицая руководство сунны Пророка ﷺ и единоглсное согласие исламских ученых (аль-иджма’).
Мусульманские ученые едины относительно того, что Коран и сунна Пророка ﷺ являются основополагающими источниками исламского богословия. Коран занимает первостепенное положение в шариатских заключениях, затем следует сунна, которая является объяснением и разъяснением положений Корана. Сунна Пророка ﷺ так же, как и Коран, имеет просветительскую, назидательную и законодательную силу.
Отрицание подобного принципа Ислама является заблуждением.
Все исламские ученые единогласны в вероотступничестве того, кто отрицает сунну Пророка ﷺ дошедшей до нас по цепочке высшей степени достоверности (аль-мутаватир). Также ученые считают куфром интерпретирование коранических аятов таким образом, что это приводит к явному противоречию между кораническими аятами, или к ложности их содержания, или к опровержению основополагающих принципов в Исламе, таких как обязательность подчинения Пророку ﷺ.
О необходимости подчинения и покорности Пророку ﷺ говорится во многих аятах Корана, например:
«Берите (принимайте) же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь (избегайте) того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаhа, ведь Аллаh суров в наказании» (сура 59, аят 7).
«Скажи: «Повинуйтесь (подчинитесь) Аллаhу и Посланнику». Если же они отвернутся (откажутся), то ведь Аллаh не любит неверующих» (сура 3, аят 32).
«Но клянусь твоим Господом, они не станут верующими, пока не назначат тебя судьей в своих запутанных делах, не перестанут испытывать в душе несогласие с твоим решением и не подчинятся полностью» (сура 4, аят 65).
В Коране есть десятки аятов, гласящих о необходимости подчиняться Пророку ﷺ и признавать его сунну.
Пренебрежение сунной при толковании Корана есть не что иное, как противоречие самому Корану, так как оно ведет к отрицанию большого числа аятов.
Сунну Пророка ﷺ нельзя отделить от Корана, ведь она разъясняет Коран. Подчеркивая неразрывную взаимосвязь между Кораном и сунной, Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Поистине, я оставил вам две вещи: книгу Аллаhа Священный Коран) и мою сунну. Вы никогда не собьетесь, держась за них (то есть, следуя им, практикуя их)».
Священный Коран является источником законов Ислама, а сунна — выражением их применения, и любой призыв к отказу от сунны и непринятие ее во внимание для должного понимания Корана есть не что иное, как призыв к упразднению одной из пророческих обязанностей, которая упомянута в Коране в виде донесения и объяснения. Об этой пророческой функции в Коране говорится следующее (смысл): «А тебе Мы ниспослали Напоминание (Коран) для того, чтобы ты разъяснил (объяснял) людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (сура 16, аят 44).
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة الشريعة للآجري: جميع فرائض الله التي فرضها في كتابه، لا يُعلَم الحُكم فيها إلاَّ بِسُنن رسول ﷺ هذا قول علماء المسلمين، مَنْ قال غيرَ هذا؛ خرج عن ملة الإسلام، ودخل في ملة المُلحدين.[¹]
عبارة الإحكام في أصول الأحكام: لو أنَّ امرأً قال: "لا نأخذ إلاَّ ما وجدنا في القرآن" ؛ لكان كافراً بإجماع الأمة، ولكان لا يلزمه إلاَّ ركعة ما بين دلوك الشمس إلى غسق الليل، وأخرى عند الفجر؛ لأنَّ ذلك هو أقلُّ ما يقع عليه اسم صلاة، ولا حدَّ للأكثر في ذلك، وقائل هذا كافر مُشْرِكٌ حلالُ الدَّمِ والمال، وإنَّما ذهب إلى هذا بعضُ غالية الرافضة، ممن قد اجتمعت الأُمَّة على كفرهم.[²]
عبارة شرح الإلمام بأحاديث الأحكام - معلِّقاً على طعون بعض الزائغين على حديث الذباب - بقوله: إنَّ هذا وأمثالَه مِمَّا تُردُّ به الأحاديثُ الصحيحة: إنْ أراد به قائلُها إبطالَها بعد اعتقادِ كونِ الرسول ﷺ قالها؛ كان كافراً مُجاهِراً، وإنْ أراد إبطالَ نسبتِها إلى الرسول ﷺ بسببٍ يرجع إلى مَتْنِه؛ فلا يَكفر، غير أنه مُبْطِلٌ لصحة الحديث.[³]
عبارة مفتاح الجنة في الاحتجاج بالسنة: إنَّ مَنْ أنكرَ كونَ حديثِ النبي ﷺ - قولاً كان أو فِعلاً، بشرطه المعروف في الأصول - حُجَّةً؛ كَفَرَ، وخَرَجَ عن دائرة الإسلام، وحُشِرَ مع اليهود والنصارى، أو مع مَنْ شاء اللهُ مِنْ فِرَقِ الكَفَرة.[⁴]
عبارة الأنوار الكاشفة لما في كتاب أضواء على السُّنة من الزلل والتضليل والمجازفة: مُنكِر وجوب العمل بالأحاديث مطلقاً تُقام عليه الحُجَّة، فإنْ أصَرَّ؛ بَانَ كُفْرُه، ومُنكِر وجوب العمل ببعضِ الأحاديث؛ إنْ كان له عذر من الأعذار المعروفةِ بين أهل العلم وما في معناها فمعذور، وإلاَّ فهو عاصٍ لله ورسوله ﷺ والعاصي آثم فاسق، وقد يتَّفق ما يجعله في معنى مُنكِرِ وجوب العمل بالأحاديث مطلقاً.[⁵]
___
[¹] См.: Аш-шари’а, т. 1, с. 104.
[²] См.: Аль-ихкам фи усуль аль-Ахкам, т. 2, с. 208.
[³] См.: Шарх аль-Ильмам би Ахадис аль-Ахкам, т. 2, с. 177-178.
[⁴] См.: Мифтах аль-джанна фи аль-ихтиджадж би ас-Сунна, с 5.
[⁵] См.: Аль-анвар аль-кашифа, с. 86.
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527