Изменяет ли судьбу человека дуа (мольба)

Вопрос: 
Может ли ду’а изменить судьбу человека, и какая польза от ду’а, если все предопределено заранее?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Вера в предопределение является одним из столпов нашей веры, в который должен верить каждый мусульманин. Все, что предопределено Аллаhом, записано в Хранимой Скрижали (Лавх аль-Махфуз) и, поэтому оно называется предписанием.

Судьба и исход жизни человека тоже предопределены и предписаны Всевышним.

Однако ученые поясняют что предопределение имеет два вида:

- неотвратимо предрешенное предопределение (кадаъ мубрам);

- условно предписанное [привязанное предопределение] (кадаъ му’аллак);

Подобное деление предопределения относится к тому, что зафиксировано в Хранимой Скрижали и в свитках ангелов, ибо предвечное знание Аллаhа не меняется и не изменяется ни в коем случае.

Все, что происходит, происходит в соответствии со знанием Аллаhа. А изменение происходит в свитках ангелов или в Хранимой Скрижали.

Относительно изменения информации в Хранимой Скрижали или в свитках ангелов в Коране говорится следующее (смысл): «Аллаh отменяет (решения, касающиеся Его рабов, их удела, сроков жизни и грехов) и утверждает то, что пожелает, у Него -основа книги» (Сура «Ар-Ра’д», 39).

Некоторые ученые сказали, что речь идет о удаление и утверждении того, что зафиксировано в Хранимой Скрижали и что не изменяемая основа книги — это Его предвечное знание. Другие сказали, что речь идет о написанном в свитках ангелами, а основа книги — это Лавху ль-Махфуз, и, согласно этим двум мнениям, изменение происходит или в свитках, или в Скрижали, а об неизменяемости Предвечного знания Аллаhа ученые единогласны.

Также ученые пояснили, что отмена и утверждение касается только предопределения, привязанного к обстоятельствам, то есть условного предопределения. Но поскольку предопределение Аллаhа для нас непостижимо, нам подобает во всем подчиняться и поклоняться Аллаhу, совершать те деяния, которые могут стать причиной нашего счастья в обоих мирах, обращаться к Нему с мольбами, особенно учитывая, что мольба, обращенная ко Всевышнему, является поклонением, не оставлять ду’а и благодеяния, оправдывая себя тем, что все предопределено.

Исходя из всего этого, ученые «Ахль ас-Сунна» считают, что ду’а в любом случае помогает, будь это ду’а за себя или за другого; живого или мертвого, даже порой иногда ду’а неверующего, как например, притесненного, и что  Аллаh может изменить условное предопределение, отвратить беды и одарить благами посредством ду’а, исходя из некоторых хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаhа.

В хадисе, переданном Имамом ат-Тирмизи, говорится: «Предопределения не предотвращает (не изменяет), кроме ду’а».
Также Посланник Аллаhа сказал: «Осторожность не спасает от предопределения, а мольба помогает в том, что произошло, и в том, что произойдет. Когда беда ниспосылается, то ей противостоит ду’а, и это противостояние длится до Судного дня» (Табарани).

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المريد على جوهرة التوحيد: وعندنا أن الدعاء ينفع:وعند أهل السنة: الدعاء نافع للأحياء والأموات، وضار لهم إن دعوت عليهم، وهو ينفع في القضاء المبرم والمعلق، أما القضاء المعلق فلا استحالة في رفع ما علق رفعه منه على الدعاء، ولا في نزول ما علق نزوله منه على الدعاء.فقد روي أنه صلى الله عليه وسلم قال: "لا يغني حذر من قدر، والدعاء ينفع مما نزل ومما لم ينزل، وإن البلاء لينزل ويتلقاه الدعاء، فيتعالجان إلى يوم القيامة". وأما القضاء المبرم فنفعه فيه تنزيل اللطف منه سبحانه وتعالى بالداعي، وإن لم يرفعه البتة وانقسام القضاء إلى المبرم والمعلق، إنما هو بحسب اللوح المحفوظ، أما بحسب العلم فجميع الأشياء مبرمة إذ العلم لا يتغير البتة، لكنه لا يترك الدعاء اتكالاً على ذلك، كما لا يترك الأكل اتكالاً على إبرام الله الأمر في الشبع. وعند المعتزلة الدعاء لا ينفع…,كما من القرآن وعداً يسمع: أي لأجل الذي يسمع داله من ألفاظ القرآن حال كونه موعوداً به.قال تعالى: {وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِي إِذَا دَعَانِ}. وتخصيص القرآن إنما هو لتواتره لا لقصر الدلالة عليه، وإلا فالسنة تدل على نفع الدعاء، وكذا الإجماع وقد دعا صلى الله عليه وسلم في مواطن كثيرة. وقد أجمع عليه السلف والخلف. واعلم أن الإجابة تتنوع: فتارة يقع المطلوب على الفور، وأخرى يتأخر لحكمة، وتارة تقع الإجابة بغير المطلوب حيث لا يكون في المطلوب مصلحة ناجزة، أو يكون في غير المطلوب الذي وقع ما هو أصلح من المطلوب المدعو به، على أن الإجابة على كل الأحوال مقيدة بالمشيئة كما قال سبحانه: {فَيَكْشِفُ مَا تَدْعُونَ إِلَيْهِ إِنْ شَاءَ}.فهو مقيد لإطلاق الآيتين السالفتين فالمعنى: ادعوني أستجب لكم إن شئت وأجيب  دعوة الداعي إن شئت.‏
_________________
См.: Тухфат аль-мурид шарх Джавхара ат-тавхид, с. 254-255.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Вк: https://vk.com/public173383186
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .