ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Религия (ад-дин) в исламском понимании - это комплекс божественных предписаний, регулирующий веру человека, её практические и нравственные аспекты. Соблюдая эти предписания человек обретает вечное счастье.
Религия ислам в широком смысле - это признание Единственности Аллаhа и повиновение Ему. В этом значении Ислам был религией всех пророков, начиная от первого Пророка Адама, мир ему, и заканчивая завершающим пророком Мухаммадом ﷺ, как об этом сказано в Коране:
إن الدين عند الله الإسلام
(Смысл:) «Поистине, Вера (религия), которой Он доволен и с которой Он посылал Своих посланников перед Аллаhом является – Ислам» (полная покорность Аллаhу).
На протяжении всего своего существования религия в таком понимании имела разные канонические положения (шараи’), касающиеся практических деяний человека, которые менялись относительно каждого Посланника.
Исходя из этого, можно сказать, что каноны религии менялись и возобновлялись, более того, некоторые канонические решения предыдущих посланников отменялись канонами последующих посланников, а некоторые из них утверждались и узаконивались для последующих посланников, и так продолжалось до появления последнего Посланника Мухаммада ﷺ.
Практические шариатские решения при нем отменили большинства шариатских решений предыдущих посланников, а некоторые из них были утверждены его посланничеством. И в этой связи можно сказать, что религия (ад-дин) одна, а каноны (шариатские положения) разные.
Если под исламом мы имеем в виду его широкое значение - веру в одного Бога и покорность его предписаниям, то ислам в этом понятии неизменен, и невозможно говорить, что это молодая или новая религия, поскольку в таком смысле религия Аллаhа одна и неизменна.
Если мы под религией ислам имеем в виду более конкретное значение, а именно шариатские решения, ниспосланные к Пророку Мухаммаду ﷺ, то эти божественные практические решения описываются - то они новые, и в этом смысле ислам можно назвать молодой религией, используя слово (ад- дин) в перспективе практических решений, поскольку с ниспосланием нового посланника предыдущий шариат отменялся, и утверждался новый, сохраняя только часть предыдущих положений. И в этом смысле ислам является замыкающим звеном в череде предыдущих ниспосланных Единым Господом религий и утверждающим их божественную концепцию.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج: الدين وهو عرفا وضع إلهي سائق لذوي العقول باختيارهم المحمود إلى ما هو خير لهم بالذاتوقد يفسر بما شرع من الأحكام و تساويه الملة ما صدقاً كالشريعة لأنها من حيث إنها تدان أي يخضع تسمى دينا ومن حيث إنها يجتمع عليها وعلى أحكامها تسمى ملة و من حيث إنها تقصد لإنقاذ النفوس من مهلكاتها تسمى شريعة.[¹]
عبارة تفسير البغوي: (لكل جعلنا منكم شرعة ومنهاجا ) …أراد بهذا أن الشرائع مختلفة ولكل ملة شريعة.[²]
___
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 1, с. 175.
[²] См.:Тафсир аль-Багави, т. 1, с. 684.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527