Имамство женщины

Вопрос: 
Разрешается ли женщине руководить коллективным намазом, который совершают женщины, и что ей необходимо учитывать при этом?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

В исламе женщине не разрешается руководить коллективном намазом, совершаемым мужчинами. Однако в шафиитском мазхабе женщинам желательно совершать намазы коллективно, и в качестве имама для них может выступать как мужчина, так и женщина. 

Коллективный намаз для женщины более предпочтительно совершать дома, чем в мечети.

Если женщина руководит коллективным намазом женщин, то ей так же, как и мужчинам,  желательно сделать намерение на имамство (намерение руководить коллективным намазом) для получения вознаграждения за совершение намаза в коллективной форме. 

Однако, если она не сделает такого намерения, ее намаз считается действительным, но награды за совершение намаза коллективно она не получит. А женщины, совершающие за ней намаз, если сделают намерение на коллективную молитву, вознаграждение за коллективную молитву получат.

При совершении коллективного намаза женщине, руководящей коллективной молитвой, нежелательно выходить вперед, как это делает мужчина-имам, а желательно стоять в середине первого ряда наравне с другими женщинами или с небольшим выступом.

В намазах, совершаемых вслух, женщине, руководящей молитвой, разрешается читать громко ровно настолько, чтобы ее голос доходил до женщин, совершающих за ней молитву, повышать голос, подобно мужчинам, ей нежелательно. Если она повысит голос в присутствии посторонних мужчин, это не нарушает намаз, но является нежелательным.

— Об азане и икамате для женщин подробно написано в фетве №545.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: فتسن لامرأة وخنثى ولمميز…أما المرأة فجامعتها في بيتها أفضل.[¹]
عبارة الفتاوى المعتمدة: إن المرأة إذا أمت بالنساء حكمها حكم الرجل إذا أم مطلقا وحينئذ فلا يشترط لصحة الاقتداء بها أن تنوي الإمامة على المعتمد… بل إنما تشترط لحصول ثواب الجماعة لها فتستحب لها نية الإمامة، خروجا من خلاف من أوجبها لمن يؤم مطلقا  ولتنال فضل الجماعة فإن لم تنوها نالت من اقتدى بها من النساء فضلها دونها كما صرحوا به 
…ففي الإرشاد مع شرحه للعلامة ابن حجر: (وجماعة النساء إمامتهن تتوسط الصف ندبا لأنه أستر لها كعراة بصراء …والمراد بوسطهن أن لا تتقدم عليهن كما في الشبراملسي على النهاية و عبر عنه بعضهم بالمساواة …فما في حواشي العلامة ابن قاسم على المنهج  نقلا عن تقرير الرملي من أنها أي إمامة النساء تتقدم يسيرا  بحيث تمتاز عنهن وهذا لا ينافي أنها وسطهن. انتهى. ..ففي النهاية للشمس الرملي: أنها تجهر أي بالقراءة إن لم يسمعها أجنبي ويكون جهرها دون جهر الذكر فإن كان ثم أجنبي يسمعها كره أي جهرها بالقراءة بل تسر فإن جهرت لم تبطل صلاتها. انتهى. ومثله في المغني ومعظمه في التحفة أيضا، والله أعلم.[²]
___
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 2, с. 401-403.
[²] См.: Аль-фатава аль-му’тамада, т. 2, с. 198-200.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .