Хадж и умра ребёнка

Вопрос: 
Кто делает намерение на хадж и умру за ребенка, не достигшего возраста тамйиз (примерно 6–7 лет)?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Достижение совершеннолетия или возраста, в котором ребёнок может отличить хорошее от плохого (примерно 6–7 лет), не является необходимым условием для совершения хаджа или умры. Хадж и умра ребенка (мальчика, девочки), будь он грудным или даже умалишённым (одержимым джиннами), считаются действительными. Сопровождающий их опекун или тот, кому тот дал разрешение на это, делает за них намерение. Намерение, совершенное за ребенка дедом, когда отец рядом, не засчитывается.

Намерение, сделанное за ребенка его матерью в отсутствие отца считается действительным. Также после передачи полномочий отцом ребенка жене, маме ребёнка, она может сделать намерение за него. Опекун делает намерение за ребёнка или умалишённого примерно следующим образом: «Я сделал моего сына Мухаммада вступившим в хадж (или в умру)».

Необязательно, чтобы при совершении намерения опекуном ребёнок или умалишённый находились рядом с ним. Опекун может сделать за них намерение и отправить их в хадж вместе с другим человеком. Также опекун может сделать намерение за ребёнка, достигшего шести-семилетнего возраста. Если опекун даст разрешение, то ребёнок такого возраста может сделать намерение сам, но до разрешения опекуна его намерение недействительно.

Если опекун сам совершит обряды хаджа и умры за ребёнка или умалишённого, то такие действия не будут засчитаны – необходимо вести ребёнка или умалишённого с собой для совершения тавафа, са‘ю, стояния в долине Арафат, в Муздалифе, Мине. Опекун совершает за них суннат-намаз вступления в хадж и суннат-намаз для тавафа.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة مغني المحتاج: (فللولي) في المال ولو وصيا وقيما بنفسه وبمأذونه وإن لم يؤد الولي نسكه أو أحرم به (أن يحرم عن الصبي الذي لا يميز) لما رواه مسلم عن ابن عباس «أن النبي - صلى الله عليه وسلم - لقي ركبا بالروحاء فرفعت امرأة إليه صبيا، فقالت: يا رسول الله ألهذا حج؟ قال: نعم ولك أجر… (و) أن يحرم عن (المجنون) قياسا على الصبي... وله أن يأذن له في الإحرام، ولا يصح إحرامه بغير إذن وليه كما سيأتي... وأفهم كلام المصنف أنه لا يجوز لغير الولي كالجد مع وجود الأب الإحرام عمن ذكر وهو الصحيح،... وأجابوا عما يوهمه الحديث السابق من جواز إحرام الأم عنه باحتمال أنها كانت وصية أو أن الأجر الحاصل لها إنما هو أجر الحمل والنفقة، إذ ليس في الحديث تصريح بأنها التي أحرمت به أو أن الولي أذن لها فإن للولي أن يأذن لمن يحرم عن الصبي كما علم مما مر، وصرح به في زيادة الروضة، ولو أحرم به الولي ثم أعطاه لمن يحضره الحج صح بلا خلاف، وحيث صار الصبي غير المميز محرما فعل الولي المذكور به وكذا بالمجنون ما لا يتأتى منه، ولا يكفي فيه فعل الولي فقط بل لا بد من استصحابه معه فيطوف به ويسعى ولكن يركع عنه ركعتي الإحرام والطواف،... فإن أركبه الولي في الطواف والسعي فليكن سائقا أو قائدا للدابة، فإن لم يفعل لم يصح طوافه.
_________
См.: Мугни аль-мухтадж, т. 2, с. 207.
•————•✿❁✿•————•
© Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .