ГОВОРИТЬ ЗА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА

Вопрос: 
В каких случаях Ислам разрешает говорить за глаза другого человека?

ОТВЕТ:

قال النووي في شرحه على "صحيح مسلم" :

Имам ан-Навави в своих комментариях к книге «Сахих Муслим» пишет:

تباح الغيبة لغرض شرعي ، وذلك لستة أسباب:

«Разрешается говорить за глаза человека (гибат) ради цели оправданной Шариатом, и таковых целей шесть:

أحدها التظلم; فيجوز للمظلوم أن يتظلم إلى السلطان والقاضي وغيرهما ممن له ولاية أو قدرة على إنصافه من ظالمه ، فيقول: ظلمني فلان ، أو فعل بي كذا.

«Первая цель – обращение притесненного с жалобой к правителю. Притеснённому можно обращаться с жалобой к правителю, к судье, либо к тем, у кого есть власть или способность восстановить справедливость. В этом случае он может сказать: «Меня притеснил такой-то» или «Он мне сделал то-то».

الثاني; الاستغاثة على تغيير المنكر ، ورد العاصي إلى الصواب ، فيقول لمن يرجو قدرته: فلان يعمل كذا فازجره عنه ونحو ذلك.

«Вторая цель – добиться помощи в устранении порицаемого (мункар) и в наставлении грешника на правильный путь. Например, обращаясь к тому, кто в состоянии устранить порицаемое, говорят: «Такой-то человек совершает такой-то грех, воспрепятствуйте ему в этом, и тому подобное!».

الثالث; الاستفتاء بأن يقول للمفتي: ظلمني فلان أو أبي أو أخي أو زوجي بكذا فهل له ذلك ؟ وما طريقي في الخلاص منه ودفع ظلمه عني ؟ ونحو ذلك . 

«Третья цель– это обращение к муфтию (алиму) за богословско-правовым решением (фетва) относительно его притеснения. Например, говоря: «Меня притеснил такой-то человек, отец, брат или муж. Имел ли он на это право? Как мне избавиться от его притеснения и т. д.?».

... الرابع; تحذير المسلمين من الشر. 

«...Четвёртая цель –предостережение мусульман от вреда других. )Например, говорить о конкретных злодеях, мошенниках и т. д.)».

... الخامس; أن يكون مجاهرا بفسقه أو بدعته كالخمر ... فيجوز ذكره بما يجاهر به ، ولا يجوز بغيره إلا بسبب آخر.

«...Пятая цель – обнародовать грехи и нововведения человека, откровенно совершающего их, подобно распитию алкоголя в общественных местах. В этом случае разрешается говорить только о тех грехах человека, которые он совершает неприкрыто, но о других его грехах говорить нельзя, если только не по другой причине».

السادس; التعريف فإذا كان معروفا بلقب كالأعمش والأعرج والأزرق والقصير والأعمى والأقطع ونحوها جاز تعريفه به ، ويحرم ذكره به تنقصا ... 
(ص- ٢٥٨٩)

«Шестая цель – дать определение о ком именно идёт речь. Например, кто-то известен по прозвищу плохо видящий, хромой, голубоглазый, низкий, слепой, безрукий и т. д. В этом случае разрешается использовать подобные определения с целью дать понять о ком именно идет речь. Но ни в коем случае нельзя (харам) использовать эти слова, унижая его достоинство ...».

[См.: Шарх Сахих Муслим, с. 2589].

•┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•

© Отдел фетв, Муфтият РД
↘️Почта: [email protected]  
↘️Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .