ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Форвардный контракт – это договор между двумя участниками договора купли-продажи, согласно которому продавец обязуется поставить, а покупатель – оплатить и получить определенное количество базового актива в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки. Данный вид сделки недействителен, и заключать подобные сделки запрещено по ряду причин в зависимости от специфики товара и оплаты. Причины запрета меняются в зависимости от того, что выступает в качестве предмета договора в данной сделке.
Каждый из объектов в сделке купли продажи, то есть товар и оплата за него могут быть либо идентифицированным, либо предметом, определенным (классифицированным) по характеристикам.
1. Если и товар, и оплата идентифицированы, то форвардный контракт недействителен из-за того, что права и обязательства по сделке вступают в силу не сразу после её заключения, а через оговоренный срок.
Согласно шариату, права и обязательства по сделке вступают в силу сразу после ее заключения, и условие, которое исключает подобное, является недействительным и делает договор недействительным. Например, если один человек продал другому телефон, то сразу после заключения сделки покупатель становится полноправным хозяином товара, и у него одновременно появляется обязательство по его оплате, в какой бы ни было форме: в долг или сразу. У продавца тоже появляется право на получение оплаты и обязательство по передаче телефона партнеру.
2. Если оплата идентифицирована, а товар определен по характеристике, то и в данном случае форвард недействителен из-за отсутствия полной оплаты на месте заключения сделки. То есть сделка с такими данными предмета обмена называется бай’ - салям. Однако обязательным условием саляма является полная оплата на месте заключения договора.
3. Если оплата определена по характеристике, а товар идентифицирован, и тогда форвард недействителен по той же причине, что в первом случае.
4. Если и оплата, и товар являются предметами, определенными по характеристике, то форвард недействителен по причине того, что это является продажей долга за долг, что запрещено в шариате.
Также нельзя заключать сделку, обусловив ее действительность в будущем, как если бы человек говорит другому: «Я продаю этот телефон тебе за такую-то сумму, когда наступит начало следующей недели», а покупатель принимает сделку, и по прошествии указанного времени якобы сделка автоматически вступает в силу.
В итоге, в форвардных контрактах отсрочивается поставка предмета сделки с обеих сторон, и такая сделка недействительна в любом случае, независимо от условия сделки: сразу вступает в силу на месте договора или по прошествии оговоренного срока.
Однако если форвардный контракт подразумевает сделку, предполагающую изготовление заказа, он дозволен при соблюдении условий этого вида договора, согласно мнению ученых, которые дозволяют истисна’.
Если же двое дадут друг другу обещание заключить сделку в будущем и оба в определенный срок заключат её, то это дозволено, но такое обещание не является договором, который связывает участников какими-то обязательствами, имеющими силу на шариатском суде. Однако распространенные форвардные контракты не попадают под обещание, а являются договорами, решение которых упомянуто выше.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
المعيار الشرعي رقم (٢٠) للعقود المؤجلة البدلين صورتان: ١ أن تكون السلعة موصوفة في الذمة، ويكون الثمن مؤجلا، سواء تم العقد بلفظ البيع أو بلفظا لسلم، مؤجلا وهي، سواء تم العقد بلفظ البيع أو بلفظ السلم، وهي لا تجوز . ٢ أن تكون السلعة معينة ويشترط تأجيل تسليمها تسليمها مع تأجيل الثمن، وهي لا تجوز.
عبارة تحفة المحتاج: (يشترط له) ليصح (مع شروط البيع... (أحدها تسليم رأس المال) الذي هو بمنزلة الثمن في البيع... (في المجلس) الذي وقع به العقد قبل التفرق منه…[¹]
عبارة البيان للروياني ...للمشترى قيض المبيع ان كان الثمن مؤجلا... وإلا فلا يستقل به ولا يجوز بيع نسيئة بنسيئة، بأن يقول: بعني ثوبًا في ذمتك من صفته كذا وكذا، إلى غرة شهر كذا بدينار في ذمتي مؤجل إلى يوم كذا؛ لما روى ابن عمر: «أن النبي ﷺ نهى عن بيع الكالئ بالكالئ». قال أبو عبيد: هو بيع النسيئة بالنسيئة،... ولا يجوز تعليق البيع على شرط مستقبل، بأن يقول: إذا جاء رأس الشهر، أو إذا طلعت الشمس..[²]
____
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 2, с. 5.
[²] См.: Аль-баян ли Рувяни, т. 5, с. 114-171.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527