Две причины закята для одного имущества

Вопрос: 
Как правильно выплачивать закят с имущества, которое было приобретено с целью торговли и в то же время относится к категории имущества, с которого выплачивается закятуль-‘айн?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Если имущество, с которого выплачивается закятуль-‘айн (скот, плоды и зерновые культуры, золото и серебро, рудники и клады) было приобретено с целью ведения торговли, для него есть две причины обложения закятом:

- отношение его к категории имущества, с которого выплачивают закят по своему происхождению (закятуль-‘айн).

- статус  предмета торговли.

Когда одно и то же имущество облагается двумя видами закята, то есть если на протяжении года сохраняются все необходимые условия  для закята обоих видов, то необходимо обратить внимание на следующее:

 ⁃ если закятный год для обоих видов начинается одновременно, то с имущества выплачивается закятуль-‘айн. Например, если человек купил сорок голов овец с целью ведения торговли и в то же время содержит их на общих пастбищах, то необходимо выплатить закятуль-‘айн, в данном случае одну овцу;

 ⁃ если торговый год уже начался, и это же имущество стало облагаться и закятуль-‘айн, то торговый год не прекращается. По истечении первого года закят необходимо платить как с торгового имущества;

 ⁃ если в течение года количество голов стало меньше нисаба, то торговый год для закятуль-‘айн с этого момента прекращается и начинается закятный год как для торгового имущества.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة مغني المحتاج: (فإن كمل) بتثليث الميم (نصاب إحدى الزكاتين) العين والتجارة (فقط) دون نصاب الأخرى كأن ملك تسعة وثلاثين من الغنم قيمتها مائتان أو أربعين من الغنم قيمتها دون المائتين (وجبت) زكاة ما كمل نصابه لوجود سببها من غير معارض (أو) كمل (نصابهما) كأربعين شاة قيمتها مائتا درهم (فزكاة العين).[¹]
عبارة أسنى المطالب: (ومتى اختلفا) أي الحولان (وسبق حول التجارة) حول السائمة كأن اشترى بمتاعها بعد ستة أشهر نصاب سائمة أو اشترى به معلوفة للتجارة ثم أسامها بعد ستة أشهر (زكاها) أي التجارة أي مالها (لحولها) لتقدمه ولئلا يبطل بعض حولها (ثم ينعقد حول السائمة من حينئذ) وتجب زكاتها لسائر الأحوال.[²]
عبارة تحفة المحتاج: (فالأصح وجوب زكاة التجارة لتمام حولها) لئلا يحبط بعض حولها ولأن الموجب قد وجد ولا معارض له (ثم) من انقضاء حولها (يفتتح حولا لزكاة العين أبدا) أي في سائر الأحوال وما مضى من السوم في بقية الحول الأول غير معتبر.[³]
_____
[¹] См.: Мугни аль-мухтадж, т. 2, с. 110.
[²] См.: Асна аль-маталиб, т. 2, с. 383.
[³] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 3, с. 304.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .