ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Человеку, который обязан выплатить закят, недостаточно сказать тому, кому закят полагается: «Возьми мой долг у такого-то моего должника и пусть он будет тебе в качестве закята с моего имущества».
Если кредитор все же скажет так, и бедняк возьмет его долг у должника оставит себе в качестве закята, это не будет считаться выплатой закята. Однако если бедняк возьмет долг у должника, как уполномоченное лицо кредитора, и после этого кредитор с намерением на выплату закята разрешит ему оставить эти деньги себе, то тогда это дозволено и будет считаться выплатой закята.
А что касается случая, когда должник сам является из числа тех, кому полагается закят, списание ему долга в качестве закята не дозволено. Выход из данной ситуации подробно разъясняется в фетве под номером №298.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة المنهاج مع تحفة المحتاج: لو قال لآخر اقبض ديني من فلان وهو لك زكاة لم يكف حتى ينوي هو بعد قبضه ثم يأذن له في أخذها.[¹]
عبارة إعانة الطالبين: (قوله: لم يكف) أي لم يجز عن الزكاة، وذلك لامتناع اتحاد القابض والمقبض على المعتمد. (وقوله: حتى ينوي إلخ) أي فإنها تكفي لعدم اتحاد ذلك، لأنه وكله أولا في القبض عنه فقط، ثم بعده صار وديعة في يد الوكيل، ثم أذن له في أخذها زكاة عنه.[²]
______
[¹] См.: Минхадж ат-талибин с Тухфат аль-мухтадж, т. 3, с. 350.
[²] См.: Ианат ат-талибин, т. 2, с. 207.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527