ЧРЕЗМЕРНОСТЬ В РЕЛИГИИ

Вопрос: 
Следует ли понимать под выражением «запрет чрезмерности в религии» непостоянство в следовании своей религии?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

Имам Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни в книге «Фатх аль-бари» пишет: «Чрезмерность (гулюв) — это превышение меры в чем-то, выходя за установленные рамки. Запрет на чрезмерность пришел в достоверном предании, который передал ан-Насаи и Ибн Маджа. Ибн Хузайма, Ибн Хибан и Хаким посчитали это предание достоверным».

От Ибн Аббаса передается, что ранним утром, когда бросают камешки в Джамрат аль-акаба, Посланник Аллаhа ﷺ сидя верхом на верблюдице, сказал: «Принеси мне камешки». Ибн Аббас поднял ему семь камешков размером с аль-хазф. Тогда он, встряхнув камешки в своей руке, сказал: «Бросайте камешки, подобные этим». Затем продолжил: «О люди, остерегайтесь чрезмерности в религии! Ибо чрезмерность погубила тех, кто был до вас». Ибн Маджа № 3029 и ан-Насаи № 3057.

Камешки аль-хазф – меньше кончика пальцев длину и в ширину. Соответственно, аль-хазф — это вид камешков, размер которых не превышает кончик пальца ни в длину, ни в ширину.

Примеры чрезмерности в хадисах:

1) От Анаса, да будет доволен им Аллаh, передается, что Пророк ﷺ сказал: «Не связывайте посты друг с другом». Сподвижники сказали: «Но ведь ты сам связываешь их», — на что он ответил: «Я не такой, как вы, ведь меня кормят и поят; либо я сплю, а меня кормят и поят».  Аль-Бухари № 1961.

Имам аль-Касталяни в книге «Иршад ас-сари» в комментариях к данному хадису пишет следующее: «Запрет в хадисе подразумевает «карахат» – нежелательность. Но возникает вопрос: карахат ат-танзих или карахат ат-тахрим? В соответствии с более аргументированным мнением шафиитского мазхаба — ат-тахрим. Ар-Рафии сказал: “Высказывание имама аш-Шафии внешне соответствует ат-тахриму”. Малик же посчитал, что это нежелательно (караха ат-танзих)».

2) От Анаса передается, что три человека, придя домой к женам Пророка ﷺ стали расспрашивать о поклонении Пророка ﷺ. А когда они получили ответ, то сочли, что этого (поклонения) недостаточно. И они сказали: «Куда нам до Пророка ﷺ, ведь ему прощены все прегрешения!» Один из них сказал: «Что касается меня, то я всю жизнь буду молиться ночи напролет». Другой воскликнул: «Я всегда буду соблюдать пост!» А третий произнес: «Я буду сторониться женщин и никогда не женюсь». 
Посланник Аллаhа ﷺ пришёл к ним и сказал: «Вы — те, кто сказал то-то и то-то? Клянусь Аллаhом, я страшусь Аллаhа больше вас и богобоязненнее, чем вы. Но я иногда пощусь, а в другие дни не делаю этого. Я читаю намаз [часть ночи] и сплю [в другую] и заключаю браки с женщинами. Тот, кто откажется от моей сунны, не имеет ко мне никакого отношения!» Бухари № 5063 и Муслим № 1401.

— В данном хадисе выражение «…не имеет ко мне никакого отношения» не подразумевает, что человек однозначно выходит из числа последователей Пророка, а предполагает, что он оставил его путь (руководство) — сунну.

Резюме:

В хадисе подразумевается, что чрезмерность — это выход за рамки, установленные Посланником Аллаhа. Ведь он повелел не впадать в крайность даже в такой, казалось бы, мелочи, как выбор камешков. Из этого ученые сделали вывод о нежелательности бросать в Джамрат аль-акаба камешек, превышающий своим размером аль-хазф, то есть меньше кончика пальца. Кроме того, Посланник Аллаhа ﷺ запретил связывать посты друг с другом, то есть воздерживаться ночью от того, что портит пост днём, так как это пример чрезмерности.

Итак, чрезмерность, о которой говорится в хадисах, — это превышение меры в чем-то, выходя за черту, установленную Пророком ﷺ. Ведь Пророк ﷺ наказал своей общине (умме) следовать сунне и не утруждать себя богослужением, выходящим за её рамки.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة المجموع: ...قال الشافعي: حصاة الخزف أصغر من الأنملة طولا وعرضا...قال أصحابنا فإن رمى بأصغر من ذلك أو أكبر كره كراهة تنزيه وأجزأه باتفاق الأصحاب لوجود الرمي بحجر واستدل الأصحاب لكراهة اكبر من حصى الخزف بحديث ابن عباس قال: قال لي النبي صلى الله عليه وسلم غداة العقبة وهو على راحتله "هات القط لي" فلقطت له حصيات من حصى الخزف فلما وضعتهن في يده قال "بأمثال هؤلاء. واياكم والغلو في الدين فانما كان أهلك من كان قبلكم الغلو في الدين"، رواه النسائي بإسناد صحيح على شرط مسلم...[¹]
عبارة فتح الباري: وأما الغلو فهو المبالغة في الشيء والتشديد فيه بتجاوز الحد... وورد النهي عنه صريحا فيما أخرجه النسائي وابن ماجة وصححه ابن خزيمة وابن حبان والحاكم.[²]
عبارة فتح الباري: هو الترك في ليالي الصيام لما يفطر بالنهار بالقصد.[³]
عبارة إرشاد الساري:نهي يقتضي الكراهة وهل هي للتنزيه أو للتحريم والأصح عند الشافعية التحريم قال الرافعي: وهو ظاهر نص الشافعي وكرهه مالك.[⁴]
______________
[¹] См.: Аль-маджму’ шарх аль-Мухаззаб», т. 8, с. 171.
[²] См.: Фатх аль-бари, т .13, с. 340.
[³] См.: Фатх аль-бари», т. 4, с. 258.
[⁴] См.: Иршад ас-сари шарх Сахих аль-Бухари», т. 3, с. 396.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инста: https://instagram.com/fatavadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .