ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Поцеловать лицо благочестивого покойного дозволено, так как Посланник Аллаhа ﷺ целовал лицо сподвижника Усмана Ибн Маз’уна (да будет доволен им Аллаh), когда тот умер. А также сподвижник Абу Бакр (да будет доволен им Аллагь) целовал лицо Пророка Мухаммада ﷺ, когда Посланник Аллаhа покинул этот мир.
Некоторые ученые говорят, что родственникам и близким друзьям умершего даже желательно, а другим людям разрешено. А в целовании покойного, который не отличался благочестием, желательности нет. Более того, передается, что целовать его нежелательно.
Примечание:
Вышесказанное касается лиц одного пола с покойным. То есть нельзя целовать лицо или другие части тела покойного родственникам не махрамам противоположного пола, например, двоюродной сестре.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة مغني المحتاج: (ويجوز لأهل الميت ونحوهم) كأصدقائه (تقبيل وجهه) لما صححه الترمذي «أنه ﷺ قبل وجه عثمان بن مظعون بعد موته». وفي صحيح البخاري أن أبا بكر - رضي الله تعالى عنه - قبل وجه رسول الله ﷺ بعد موته. قال السبكي: وينبغي أن يندب لأهله ونحوهم، ويجوز لغيرهم ولا يقتصر الجواز عليهم، وفي زوائد الروضة في أوائل النكاح، ولا بأس بتقبيل وجه الميت الصالح فقيده بالصالح، وأما غيره فينبغي أن يكره.[¹]
عبارة حاشية الشرواني: وينبغي ندبه لأهله إلخ أي ولو كان غير صالح وقوله م ر وجوازه لغيرهم أي حيث لا مانع منه فلا يجوز ذلك من امرأة أجنبية لرجل ولا عكسه.[²]
______
[¹] См.: Мугни аль-мухтадж, т. 2, с. 45.
[²] См.: Хашия аш-Ширвани, т. 3, с. 183.
•————•✿❁✿•————•
© Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527