ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Если кто-то подарил другому денежные средства для определенных целей, то получатель обязан использовать их только для тех целей, которые указал даритель. А если предположить, что, после того как средства были подарены, они являются собственностью получателя с правом распоряжаться ими как пожелает, то можно сделать следующее заключение: деньги после дарения переходят в собственность того, кому они были подарены, однако данное право собственности ограничено определенными целями, на осуществление которых они были подарены. То есть эти деньги можно использовать только по заранее условленному целевому назначению.
Вышеупомянутое решение касается случаев, когда денежные средства были подарены и даритель просто указал цель, ради которой он дарит деньги. Например, со словами: «Я дарю тебе эти деньги, чтобы ты купил машину». В этом случае одаряемый обязан использовать подаренные средства на приобретение машины. Если же обстоятельства указывают на то, что даритель хоть и сказал, что дарит деньги на покупку машины, однако он имел в виду не приобретение конкретно машины, а облегчение условий жизни получателя, то деньги можно использовать для любых целей.
Примечание:
Если даритель изначально скажет: «Я дарю тебе эти деньги с условием, что ты купишь, например, машину», то договор дарения считается недействительным, поскольку данное условие препятствует переходу дареного в собственность одаряемого.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة روضة الطالبين: التاسعة: أعطاه درهما وقال: ادخل به الحمام، أو دراهم وقال: اشتر بها لنفسك عمامة ونحو ذلك، ففي فتاوى القفال: أنه إن قال ذلك على سبيل التبسط المعتاد، ملكه وتصرف [فيه] كيف شاء. وإن كان غرضه تحصيل ما عينه لما رأى به من الشعث، والوسخ، أو لعلمه بأنه مكشوف الرأس، لم يجز صرفه إلى غير ما عينه. قلت: وقال القاضي حسين في «الفتاوى» : وهل يتعين؟ يحتمل وجهين. وقال: ولو طلب الشاهد مركوبا ليركبه في أداء الشهادة، فأعطاه دراهم ليصرفها إلى مركوب، هل له صرفها إلى جهة أخرى؟ وجهان. الصحيح المختار، ما قاله القفال. قال القاضي: ولو قال: وهبتك هذه الدراهم بشرط أنك تشتري بها خبزا لتأكله، لم تصح الهبة، لأنه لم يطلق له التصرف.[¹]
عبارة تحفة المحتاج: أعطى آخر دراهم ليشتري بها عمامة مثلا ولم تدل قرينة حاله على أن قصده مجرد التبسط المعتاد لزمه شراء ما ذكر وإن ملكه؛ لأنه ملك مقيد يصرفه فيما عينه المعطي ولو مات قبل صرفه في ذلك انتقل لورثته ملكا مطلقا كما هو ظاهر لزوال التقييد بموته كما لو ماتت الدابة الموصى بعلفها قبل الصرف فيه فإنه يتصرف فيه مالكها كيف شاء ولا يعود لورثة الموصي، أو بشرط أن يشتري بها ذلك بطل الإعطاء من أصله؛ لأن الشرط صريح في المناقضة لا يقبل تأويلا بخلاف غيره.[²]
_
[¹] См.: Равдат ат-талибин, т. 5, с. 369.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 6, с. 309.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527