АППАРАТ ИСКУСТВЕННОГО ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНИ

Вопрос: 
Можно ли отключить больного от аппарата искусственного поддержания жизни согласно Шариату?

ОТВЕТ:

• Мы привели в этом вопросе решение Совета Исламского юридического факультета при Организации «Исламская конференция», действующей с 1981 года и периодически проводящейся в разных исламских странах. В неё входят авторитетные ученые в области не только шариатских, но и других наук, которые на основании наследия учёных в области исламской юриспруденции ищут ответы на актуальные вопросы современности, с которыми сталкиваются мусульмане всего мира.

لا يجوز رفع أو منع جهاز التنفس الصناعي عن المريض إلا في حال الجزم بأنه في حكم الميت لتعطل جميع وظائف دماغه تعطلاً نهائياً ، أو لتوقف قلبه وتنفسه توقفاً تاماً بحيث يحكم الأطباء بأن هذه التوقف لا رجعة فيه .

«Нельзя отключать или препятствовать установлению аппарата поддержания жизни для больного, кроме как в том случае, когда твердо можно сказать, что больной уподобился мертвому из-за полного прекращения деятельности его мозга или же из-за полной остановки сердца и дыхания больного настолько, что врачи утверждают невозможность возвращения к прежнему состоянию».

المريض الذي ركبت على جسمه أجهزة الإنعاش يجوز رفعها إذا تعطلت جميع وظائف دماغه نهائياً ، وقررت لجنة من ثلاثة أطباء اختصاصيين خبراء ، أن التعطل لا رجعة فيه ، وإن كان القلب والتنفس لا يزالان يعملان آلياً ، بفعل الأجهزة المركبة ، لكن لا يحكم بموته شرعاً إلا إذا توقف التنفس والقلب ، توقفاً تاماً بعد رفع هذه الأجهزة.

«Дозволено отключить больного от аппарата поддержания жизни при обстоятельстве, когда все функции мозга полностью прекратили свою деятельность, и три опытных врача-специалиста единогласны, что возвращение к прежнему состоянию невозможно, даже если есть дыхание, а сердце автоматически работает из-за аппарата поддержания жизни. Однако по Шариату выносят решение о смерти человека только после полной остановки сердца и дыхания, когда отключат этот аппарат».

يعد شرعاً أن الشخص قد مات وتترتب جميع الأحكام المقررة شرعا للوفاة عند ذلك إذا تبينت فيه إحدى العلامتين التاليتين 

«По Шариату человек считается мертвым, и все шариатские постановления, связанные со смертью, вступают в силу, когда проявляется одна из двух следующих причин:

 إذا توقف قلبه وتنفسه توقفاً تاماً وحكم الأطباء بأن هذه التوقف لا رجعة فيه.

1. Когда полностью останавливается сердце и прекращается дыхание, и врачи утверждают, что возобновление работы сердца и дыхания невозможно.

إذا تعطلت جميع وظائف دماغه تعطلاً نهائياً ، وحكم الأطباء الاختصاصيون الخبراء بأن هذا التعطل لا رجعة فيه ، وأخذ دماغه في التحلل.

2. Когда мозг полностью прекратит свою функциональную деятельность, и опытные врачи-специалисты подтвердят невозможность ее возобновления, и мозг уже начал разлагаться».

وفي هذه الحالة يسوغ رفع أجهزة الإنعاش المركبة على الشخص وإن كان بعض الأعضاء كالقلب مثلاً ، لا يزال يعمل آليا بفعل الأجهزة المركبة

«В таком случае дозволено отключить аппарат поддержания жизни, подключенный к человеку, даже если и функционирует один из таких его органов, как сердце, которое работает автоматически из-за действия аппарата».

لا يجوز ما يسمى بقتل الرحمة سواء كان بمنع الدواء عن المريض أو بغير ذلك من الوسائل ، وهو من القتل المحرم الذي جعله النبي صلى الله عليه وسلم من أكبر الكبائر ، ولا يستثنى من ذلك إلا ما سبق ذكره فيمن كان في حكم الموتى .

«Недозволенно то, что называют убийством из милосердия (эфтаназия). Нет разницы, будь это препятствие в получении больным лекарства или другой способ.
Такое убийство является запретным убийством, которое Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал одним из больших грехов. В этом вопросе нет исключений, кроме как в вышеупомянутых случаях, когда больной подобен мертвому».

وأما منع الدواء الذي تتوقف عليه الحياة ، بحجة التخفيف عن المريض وإنهاء تألمه ومعاناته فلا يجوز وهو من القتل المحرم 

«Что касается препятствия в получении лекарства, от которого зависит жизнь, ссылаясь на то, что это облегчит состояние больного, прекратит его боль и страдания, то это недозволено и считается запретным убийством».

Имам аль-Бухути в своей книге «Кашшаф аль-Кина'» пишет:

ولا يجوز قتلها ، أي : البهيمة ، ولا ذبحها 
للإراحة ، لأنها مال ، ما دامت حية , وذبحها إتلاف لها ، وقد نهي عن إتلاف المال ، كالآدمي المتألم بالأمراض الصعبة أو المصلوب بنحو حديد ؛ لأنه معصوم مادام حيا" انتهى .
(٥\٤٩٥)

«Недозволено убивать, закалывать животное для облегчения его страданий, потому что оно есть имущество.  Закалывание животного есть лишение его жизни, а портить имущество запрещено. Это подобно запрету умерщвлять человека, страдающего от тяжелой болезни или распятого железом, потому что, пока человек жив, его жизнь неприкосновенна по Шариату»

[См.: Кашшаф аль-Кина', т. 5, с. 495].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Из вышеприведённого следует, что ни в коем случае нельзя отключать больного от аппарата искусственного поддержания жизни, если смерть не засвидетельствована тремя опытными врачами, исключающими возможность его реанимирования.

•┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•

© Отдел фетв, Муфтият РД
↘️Почта: [email protected]  
↘️Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .