В трудный период мне помогли мои коллеги

«Обрадовать маму очень хотел» – вспоминает заместитель Муфтия республики Дагестан Абдулла Салимов. Воспитанный религиозной мамой, он с детства знал, что исламские науки — это тот путь, которого хочет для него она. И не подвёл. Ответственность перед людьми, а также перед настоящим и перед будущим – это качество объединяет многих исламских работников.

Интервью с заместителем Муфтия республики Дагестан Абдуллой Салимовым

- Где вы окончили школу? Расскажите о своих первых учителях.

- Родился я в Каспийске, там же окончил среднюю школу № 1. По сей день помню своих учителей, не забываю их. Не так давно снимали ролик, в котором я звонил своим учителям и поздравлял их с праздником. Мои родители до сих пор дружат с ними. Кстати, хочу выразить благодарность своим учителям за их труд, терпение, за их старания. Благодаря их работе сегодня мы, работая в нашем направлении, можем приносить пользу людям.

 

- Откуда вы родом?

- Из Агульского района, из небольшого даргинского селения Чираг. Основная часть моих односельчан, к сожалению, проживает в городах. Сейчас там осталось около 20-30 хозяйств, имеется мечеть. Стараюсь быть в курсе жизни нашего села, его духовной жизни. Давно там не был, в скором времени собираюсь туда заехать. Часто связываюсь с односельчанами, стараюсь не забывать свои корни.

 

- Вы окончили Дагестанский исламский университет (бывший СКИУ). При выборе вуза кто повлиял на ваше решение?

- История поступления в исламский вуз у меня необычная. Если кто помнит, в Каспийске был теракт, я один из пострадавших в нём. В тот период нам уделяли большое внимание, и как пострадавшему в теракте мне предоставили возможность поступить в любой вуз республики бесплатно.

Кстати, если говорить об учёбе, то учиться мне нравилось, учёба мне давалась легко, особенно английский язык. С пятого класса по восьмой меня освобождали от экзаменов в конце года, потому что ещё до окончания учебного года я сдавал всё, что мы должны были сдать за год. В восьмом классе меня удостоили чести принимать экзамен по английскому у своих одноклассников. Сейчас, правда, многое позабылось.

Мне нравилась литература, я любил читать. Участвовал в олимпиадах по литературе, русскому языку, математике. Принимал участие в различных сценках. К учёбе у меня был огромный интерес, в немалой степени из-за контроля родителей – им была важна моя учёба.

Мать часто звонила учителям, посещала школу. Она давала понять, что ей моя учёба интересна и важна. До девятого класса я учился на отлично, потом учёба пошла чуть на спад.

И вот мне предоставили право учиться в любом вузе. Хотелось сделать то, что обрадует мою мать. Мама у нас самая религиозная в семье. Она мечтала о том, чтобы мой старший брат или я – кто-то из нас – обучался исламским наукам. И я выбрал исламский вуз.

Знаете, чтобы получить светское высшее образование, людям не приходится преодолевать проблемы – в любом возрасте можно поступить, обучиться заочно, можно пройти какие-то курсы, достаточно побороть лень. А когда дело касается исламского образования, там иблис не дремлет. Бывает, ребятам тяжело учиться, потому что они не получают нужную поддержку от родственников. Поэтому, если у человека есть хоть какое-то желание приобрести исламские знания, нужно это поддерживать, пока это желание есть. У меня на тот период было такое понимание, но желание обрадовать мать преобладало. И я поступил в Дагестанский исламский университет.

 

- Вы сказали, что любили читать, какой ваш любимый писатель и наиболее запомнившееся произведение?

- Чаще всего я, наверное, читал произведения Александра Пушкина. Участвовал в сценках в роли автора, то есть самого Пушкина. Читая «Детство» Горького, пересказывал его друзьям, хотя они были удивлены – не все любили читать книги. Я же, несмотря на свой образ жизни в школьную пору – спортзал, друзья – не забывал об учёбе, хвала Всевышнему, читал книги, ходил в читальный зал.

 

- Что было самым сложным для вас в учёбе?

- То, что мне пришлось сменить практически весь круг друзей. Я занимался боксом, как обычный молодой парень, поэтому, когда выбрал такое направление в образовании, многие мои друзья просто не поняли меня. Они не могли представить меня в роли проповедника. Но многие привыкли, хвала Всевышнему.

Если люди не понимают, значит и не поддерживают. Вообще, хочу обратиться к родителям, родственникам тех, кто выбрал исламский вуз – этих ребят нужно поддерживать, одобрять их выбор, подбадривать, понимать, что они готовятся освоить одну из самых ценных профессий на этом свете – исправлять и наставлять людей. И они непременно будут востребованными.

Считаю, что в каждом тухуме должен быть человек с исламским образованием, чтобы близкие могли обратиться нему и получить ответы на религиозные вопросы. У меня была такая проблема, не все понимали, хотя у меня очень начитанный, образованный тухум, много юристов, экономистов. Многие родственники не понимали, кем я буду. Хвала Всевышнему, сегодня другая обстановка. Все понимают важность религиозного просвещения и поддерживают.

И ещё у каждого мутаалима, студента бывает такой период в учёбе, примерно на первом курсе – в начале второго курса, когда хочется всё бросить. Такое переживает каждый студент. У меня на втором курсе, было такое нехорошее состояние. Хвала Всевышнему рядом были однокурсники, они на сегодняшний день мои коллеги. Они поехали к моим родителям, поговорили с ними. После этого мать приехала в вуз. Мать часто приезжала в медресе, виделась с преподавателями. В итоге мои друзья по ДИУ меня переубедили, и, хвала Всевышнему, я продолжил учёбу.

 

- По окончании учёбы что сподвигло вас заниматься религиозной деятельностью?

- Ещё в бытность мою студентом исламского вуза наступили сложные времена –исламских учёных, алимов убивали. Было мысли: «В этот сложный период что я должен сделать, чем я могу помочь?» Я понимал, что могу сделать лишь одно – опередить недругов и просто наставлять молодёжь, людей.

Моей мечтой было окончить исламский вуз и всем школьникам, всем студентам рассказывать о том, насколько прекрасен Ислам.  Это сильное желание подталкивало меня окончить учёбу и поскорее выйти просвещать народ. Потому что понимал – вот если бы к нам приходили работники отдела просвещения, когда я учился в школе, думаю, многие ребята изменились бы в лучшую сторону.

Мне хотелось дать другим то, что я не получил, учась в школе. Хвала Всевышнему, сразу же после учёбы я работал в отделе просвещения в г. Каспийске, посещал ту школу, в которой учился, и был очень доволен, что Всевышний дал мне возможность встречаться с ребятами, студентами, разговаривать с ними об Исламе, отвечать на их вопросы.

 

- К вам как к работнику Муфтията с какими вопросами чаще всего обращаются?

- Сегодня я совмещаю работу имама г. Избербаша и заместителя Муфтия Республики Дагестан. По направлению работы имамом обращений много. Почти 90 % связаны с семейными проблемами. Женщины жалуются, что муж не обеспечивает, пропал, ущемляет и т.д. Из пяти обращений в день четыре – такого рода.

Мы стараемся делать акцент на решении семейных проблем. Очень часто просят просто поговорить с ребёнком. Приходят родители, говорят, к примеру: «Наша дочь не слушается, у неё возникли какие-то странные интересы, она нас пугает, а мы некомпетентны, пожалуйста, помогите, поговорите с ней». Учитывая современные проблемы молодых людей, с ними тяжело разговаривать. Нужно понимать, чем они дышат, что им нравится.

 

- Что помогло бы решить эти проблемы?

- Касательно семейных проблем, наверное, нужно создать какой-то центр, где бы готовили будущих мужей и будущих жён. Та работа, которая ведётся на данный момент – это посещение всех учебных учреждений, именно тех студентов, которые завтра будут создавать семьи, и доведение до них слов о ценности семьи, ценности нашей религии. На пятничных молитвах, когда перед нами сидят минимум пять тысяч мужчин, глав семейств, мы регулярно поднимаем наболевшие вопросы касательно семьи. Надо максимально доводить до каждого важные слова и чаще поднимать эти вопросы.

 

- Чувствуете ли вы ответственность за свою работу?

- Работая в духовенстве, чувствуешь два состояния – тревогу и радость. Радость немалая. Радость оттого, что тебе доверяют, что в тебе увидели того, кто может принести пользу народу. За это огромная, просто бесконечная благодарность Всевышнему. И тревога от большой ответственности. Чувство ответственности, которое не отпускает никогда, даже в выходные.

Мы вообще призываем наших коллег – имамов – даже в выходной день думать о работе, переживать, продумывать, как решить ту или иную проблему. Потому что у тех проблем, которые есть сегодня в обществе, выходных не бывает, а имам должен быть начеку, он отвечает за народ, за общество. Тут не бывает так, как в других профессиях, где ты просто снимаешь в субботу-воскресенье рабочую одежду и отдыхаешь от работы.

 

- Какими правилами руководствуетесь в работе?

- Не считаю, что я успешный работник, всегда думаю, что могу сделать большее, больше выложиться на работе. Но для себя я усвоил несколько правил: всё делать своевременно. Это, наверное, в любой профессии так. Нужно любить работу. Любое поручение делать качественно, искренне. И нужно чаще советоваться. Всё обратное этому не нужно делать не только в нашей профессии, но и в любой другой.

 

- Если произойдёт мировая катастрофа и ваша работа будет остановлена, что вы будете делать?

- Практически такой период, к сожалению, и был в прошлом году в период пандемии. Что-то похожее мы тогда и пережили. Как оказалось, именно в этот период нужно больше всего работать. Мы перешли в онлайн-режим, потому что люди сидели по домам, даже мероприятия, маджлисы – всё перешло в онлайн. Самое главное – быть рядом и быть полезными. Если искренне вознамериться, постараться, то можно принести пользу и в период пандемии.

 

- Что вы посоветуете родителям сегодня?

- Был один случай в моей практике. Приходит мать с дочерью 13-14 лет. Мать говорит: «Меня пугает её поведение, у неё появились атеистические убеждения». А девочка, судя по всему, была из соблюдающих мусульманок.

У молодёжи сегодня есть такая проблема: многие из них, не понимая даже до конца идей атеизма, просто берут их за убеждение, потому что это модно. И вот мать той девочки говорит: «Пожалуйста, помогите, я не могу с ней разговаривать, она не понимает меня». Дочь оказалась умной, способной, начитанной девочкой.

Мы прочитали для неё Коран, она успокоилась. У нас состоялась длительная беседа, она задавала вопросы, мы отвечали. В итоге она заплакала и сказала маме: «Давай будем, как раньше, вместе делать намаз».

Тогда я понял, что родители уделяют мало внимания простой беседе. Видимо, и в этой семье произошло так. Родители обучили детей намазу, они совершали его вместе, обсуждали какие-то общие темы, но в какой-то момент дочь осталась без родительского внимания, и кто-то этим воспользовался.

На одном собрании я спросил у семейных людей: «Поднимите, пожалуйста, руку те, кто хотя бы 15 минут в день общается с ребёнком. Просто спрашивает о делах в школе». Никто руку не поднял. Когда дети остаются без внимания, кто-то этим обязательно пользуется. Разговаривать надо не как родитель, назидательно, а как друг. Нужно быть к своим детям настолько близкими, чтобы они именно с нами спешили поделиться своими секретами. Если это дочь – чтобы она могла поделиться своей проблемой с мамой, как с подругой. Надо быть другом своим детям.

 

- Сколько времени вы посвящаете своей семье?

- График плотный. И воскресный день проходит в рабочей атмосфере. Стараюсь создавать окошки в рабочем времени, чтобы отвлечься и уделить внимание семье, куда-то её забрать, погулять. В любом случае стараюсь часто звонить, узнавать, как у них дела, чтобы не терялась связь, когда я в отъезде. Когда семья понимает и поддерживает, хвала Аллаху, бывает легче. И эта связь не слабеет. Даже если я уезжаю в командировку надолго, семейные узы не слабеют.

Беседовала Айша Тухаева

 

Блоки: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .