«У меня есть принцип – семью беру с собой»

Портал ISLAMDAG.RU освещает в своих статьях жизнь и деятельность богословов современности. В Дагестане множество крупных горных районов, в каждом селении служат компетентные имамы, которые помогают населению преодолевать насущные проблемы.

Причём проблемы эти не только религиозного и просветительского характера. Помочь нуждающимся материально – и эту задачу помогает решить имам совместно с представителями филиалов благотворительного фонда «Инсан», который своей деятельностью охватывает все районы Дагестана.

Работа имама порой не привязана непосредственно к месту его рождения. Иногда из местности, в которой он родился и вырос, религиозный деятель отправляется не просто в соседний район, а на Тихоокеанский остров. Так сложилось у героя нашего материала Мухаммада Рабаданова.

Рабаданов Мухаммад Курбаналиевич, 1991 года рождения, родом из селения Куркебимахи Акушинского района. На данный момент работает председателем совета имамов Левашинского района.

 

 

Расскажите о том районе, в котором вы в данный момент служите.

- Я работаю в Левашинском районе, это высоко в горах. Там много красивых мест, можно высоко подняться, увидеть живописные пейзажи. Местные жители выращивают на полях овощи, преимущественно капусту и картошку, и продают, это их заработок.

А в моем родном селе и районе – Акушинском, шьют и продают меховые шапки. У нас в селе традиционно производили шапки и выезжали месяцев на пять-шесть в Россию, чтобы продать их, так и зарабатывали на жизнь. Есть те, кто на этот период забирает семью с собой.

А сейчас в ходу изделия из козлиных и овечьих шкур. Люди сами их обрабатывают, моют, стирают на речке, дубят и реализуют. Оптовый рынок находится у нас в Цудахаре, туда приезжают много людей. Селение Цудахар известно как селение мастеровых.

 

Как-то мой коллега по ННТ Гусейн Гусейнов делал сюжет про легендарный рынок в Цудахаре.

- Да. В Цудахаре есть крупный рынок, он активно функционирует и по сей день. Туда приезжают со всей России, поэтому изделия цудахарцев можно увидеть в самых разных уголках нашей страны и даже за её пределами.

 

Как вы из горного Цудахара попали на остров Сахалин?

- Меня туда отправили от Муфтията РД служить имамом. Это было юго-западное побережье острова Сахалин, город Холмск на берегу Невельского залива в Татарском проливе Японского моря. Мы жили там больше двух лет.

Семью я взял с собой. У меня такое правило – куда я, туда и моя семья, чтобы не оставлять их на чьей-то шее, чтобы они были рядом, чтобы, если что, я мог им помочь, поэтому забрал с собой жену и детей.

 

Как вы приступили к работе имамом там, не зная местного населения?

- В городе, где я работал, была только молельная комната, пятничный намаз там до этого не совершали. Вначале ко мне на пятничный намаз приходили только три человека. Потихоньку людей становилось больше.

Мусульмане там были, просто в мечеть не ходили. И вот моей задачей было собрать и сплотить этих мусульман в соблюдении шариатских основ. Я составил себе план. Ездил по рынкам, торговым центрам, стройкам, ярмаркам, подходил, знакомился с мусульманами, угощал чаем, приглашал на коллективные молитвы в наш молельный дом.

Со временем организовали большое мероприятие для мусульман в Доме культуры, договорившись с администрацией города. Провели мероприятие и благотворительный ужин в местном интернате для людей с ограниченными возможностями.

Очень мне помогала газета «Ас-Салам». Предлагая «Ас-Салам», рассказывая об этой газете, я устанавливал дружеские отношения и призывал мусульман к соблюдению Ислама.

После тех двух лет, что я там призывал, сейчас в этой молельной комнате на пятничный намаз собираются пятьдесят человек, многих мы там сочетали никахом – мусульманским браком. Сейчас там проходят уроки по основам Ислама, обучение чтению Корана, и имам там есть, которого я после себя оставил – дагестанец.

 

Какая наиболее распространённая проблема была там у мусульманского населения?

- Работая, они пропускали обязательные для мусульман молитвы. Самая главная задача была в том, чтобы они начали делать намаз, над этим мы много трудились, призывали. Проводили мавлиды или готовили на площади плов и раздавали. Многое предпринимали, чтобы наставить и объединить мусульман.

Но лучше всего, конечно, всё получалось через газету «Ас-Салам». Я везде её раздавал мусульманам. А ещё я, получив одобрение старших, занялся там своим родовым ремеслом – торговлей.

Папа мне отсюда отправлял шкуры, шапки, папахи, там я их реализовывал. Через торговлю я и вёл основной даават, со многими знакомился на рынках, ярмарках и всем рассказывал об Исламе. А потом местные жители начали приглашать меня к себе, часто звали прочитать им Коран. У них так принято – пригласить человека, умеющего читать Коран, собраться и слушать чтение.

 

Как родители отнеслись к тому, что сына отправляют на Дальний Восток?

- Сначала, когда мне объявили, что отправляют на Сахалин, родные разволновались, начали переживать, и я попросил своё руководство как можно скорее купить билеты и отправить меня (смеётся). Потому что лично для меня нет никакой проблемы в том, чтобы куда-то поехать, обвыкнуть там, работать. Только семье было сложно, они дома сидели. Родных, знакомых нет, они чаще дома сидели, пока я работал.

 

Какие ещё проблемы там были распространены?

- Никах был очень распространённой проблемой. Многие мусульмане и не знали ничего о никахе. Они жили в браке, зарегистрированном лишь в ЗАГСе, или даже без того. Многие и не знали, и стеснялись подойти к имаму. Но спустя время приходили к нам в молельный дом заключать никах.

 

Наши имамы зачастую и благотворительную деятельность налаживают на том участке, где служат. Тут у нас есть фонд «Инсан» и его филиалы, а там?

- Там наши дагестанцы открыли благотворительный фонд «Мир». Последние несколько месяцев он функционирует в Хабаровске, и уже открылись его филиалы в крае. Руководит им наш дагестанец, аварец, Муфтий Дальнего Востока.

 

А здесь, на родине, с какими проблемами чаще всего обращаются прихожане?

- Разводы. Супруг не обеспечивает – с таким часто приходят. Потом проблемы наркомании и ваххабизма.

 

Проповеди вы читаете на русском языке или на родном?

- На родном. Я перевожу какую-то информацию из религиозных книг с арабского на даргинский и провожу проповеди на даргинском. Тому даргинскому диалекту, на котором говорят в Левашинском районе, я научился у них и говорю с ними на их языке.

 

А где вы обучались религиозным наукам? По чьей инициативе вы пошли в исламский вуз?

- Ещё в 14 лет у меня сильное желание было приехать в Махачкалу учиться в ДИУ, но родители хотели, чтобы я и мои братья учились вместе, поэтому в ДИУ я не поехал, а обучался в селении Какамахи у алима Камалудина-хаджи.

Когда моего муаллима направили в Махачкалу преподавать в ДИУ, мы, его ученики, тоже перебрались сюда и учились уже в ДИУ. Два года учился здесь, потом преподавал в ДИУ. Чуть позже преподавал ханафитский фикхв медресе на Хуршилова.

 

И потом уже была работа на Сахалине. Сейчас вы работаете в Левашинском районе, наверное, хорошо знаете этот район, расскажите, какие там есть медресе, библиотеки старинные, коих немало сохранилось в горах.

- У нас много медресе, многие обучаются религиозным наукам. Есть медресе хафизов. Мутаалимов много, при мечетях мактабов много. Район ведь большой.

 

А где находите муаллимов для этих медресе и мактабов?

- Нанимаем отсюда, из исламского вуза в Махачкале, или из нашего же района. Там есть девять крупных аварских сёл, оттуда у нас много муаллимов. Но их всегда не хватает.

 

Вы курируете работу большого количества людей: имамов сёл района, отдела просвещения и филиала благотворительного фонда «Инсан», по вашему району возникали какие-то сложности в ходе работы?

- Только в том, что местное население не привыкло сдавать средства в фонд на помощь нуждающимся. Они не доверяли фондам. Потихоньку, снимая об этом сюжеты, освещая нашу деятельность, показывая результаты, семьи, которым помогли, мы смогли наладить работу фонда. Мы раздавали продуктовые наборы имамам сёл, чтобы они сами отнесли их нуждающимся. Так и приобщили постепенно всех к работе благотворительного фонда.

 

 - Вы занимались разной деятельностью на религиозной ниве, скажите, какая из них вам больше всего по душе?

- Преподавание. Но я понял одну вещь. В работе для нас хорошо не то, что мы сами для себя выбрали, а то, что нам старшие сказали делать, потому что это уже от Всевышнего Аллаха идёт, от Посланника Аллаха , от духовного наставника. Вот тогда от этой работы есть баракат.

 

Какие цели ставите перед собой сейчас в работе?

- Работая индивидуально с каждым, бороться с наркоманией и другими пороками общества.

 

Ваши пожелания мусульманам?

- Молодёжи, да и каждому скажу: уважайте старших, уважайте мнение старших, это у нас очень большая проблема. Даже если над тобой кого-то на один день поставили старшим, ты должен его слушаться и уважать. Ошибки нужно искать в себе. Каждый человек считает себя лучше других. А надо находить самое большое количество грехов в себе, а не в другом. Пока себя не исправишь, и другого не исправишь.

Беседовала АйшаТухаева

Источник: ISLAMDAG.RU

Подписывайтесь на наш канал Telegram .