Как относиться к стрессовой ситуации
Пандемия коронавируса нарушила привычный ход жизни, а во многих случаях просто перевернула жизнь миллионов людей по всему свету. Многие потеряли родных и любимых, работу, друзей, жильё, средства к существованию. Потеряли люди надежду, оптимизм, веру в счастливый завтрашний день.
Не было в истории человечества такого периода, когда преобладающая часть жителей планеты Земля находилась бы в столь схожем эмоциональном состоянии. Не потому, что пандемий не было – были в истории человечества ситуации и посложнее – а потому что благодаря таким информационным возможностям, которые есть у нас сейчас, мы знаем, что испытывает наш человеческий собрат на другом конце Земли, и можем поделиться, а заодно и «передать» друг другу наши боль, страх, отчаяние, а вместе с тем можем и поддержать друг друга.
COVID-19 повлиял на все стороны нашей жизни, в том числе на религиозную. О вопросах веры в период пандемии и в целом в период массового бедствия людей, с заместителем имама Центральной джума-мечети Мухаммадом Магомедовым беседовал корреспондент портала ISLAMDAG.RU.
- Люди, не сталкивавшиеся ранее с проблемой изоляции, проблемой потери работы и заработка, сепарации от людей, рядом с которыми привыкли находиться, испытали в начале 2020 года сильнейший стресс, многие из них говорят, что этого они точно никогда не забудут, и прежними стать уже не удастся. Мухаммад Камилович, скажите, как следует реагировать на проблемы такого масштаба с точки зрения религии, духовности, эмоционального настроя?
- Верующий должен иметь чёткое представление о том, что для него значит жизнь и смерть, для чего вообще существует жизнь, почему после неё возникает смерть. Для этого обращаемся к Корану. В суре Аль-Мульк говорится:
تَبَارَكَ الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ وَهُوَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ. الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا ۚ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ
(смысл): «Славен и преблаг Тот, во владении Которого власть над Землёй и небесами и Который над всякой вещью мощен, Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас, о люди, кто из вас лучше по деяниям, кто более предан и покорен Аллаху. И Он – Величественный, Прощающий». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Мульк: 1, 2)
То есть сама жизнь и смерть – это в первую очередь испытание. Каждый день это преодоление полосы препятствий, испытаний, к которым следует относиться с терпением.
Всевышний Аллах в Коране также сказал:
أَمْ حَسِبْتُمْ أَنْ تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ وَلَمَّا يَأْتِكُمْ مَثَلُ الَّذِينَ خَلَوْا مِنْ قَبْلِكُمْ ۖ مَسَّتْهُمُ الْبَأْسَاءُ وَالضَّرَّاءُ وَزُلْزِلُوا حَتَّىٰ يَقُولَ الرَّسُولُ وَالَّذِينَ آمَنُوا مَعَهُ مَتَىٰ نَصْرُ اللَّهِ ۗ أَلَا إِنَّ نَصْرَ اللَّهِ قَرِيبٌ
(смысл): «Но неужели вы, о верующие, полагали, что войдёте в Рай без испытания, когда к вам ещё не пришло подобное тому, что пришло к тем, кто был до вас? Их постигла нужда [крайняя бедность] и беда, и они были потрясены, так что посланник, который был с ними, и те, которые уверовали с ним, говорили: "Когда же придёт помощь Аллаха?" О да! Радуйтесь, поистине, помощь Аллаха близка». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Бакара: 214)
Так Аллах даёт нам понять, что просто так, без проблем, живя безоблачной жизнью, Рай не заслужить. Даже никчёмное и временное мирское невозможно получить, не прилагая усилий или не проходя какие-то испытания. Тем более невозможно просто так получить вечный Рай, вечные блага. Это неотъемлемая часть жизни мусульманина: проблемы, преодоление этих проблем, в том числе болезней и эпидемий.
Что касается потери работы и беспокойства за будущее, тут можно привести другой аят Корана:
وَمَا مِن دَابَّةٍ فِي الْأَرْضِ إِلَّا عَلَى اللَّهِ رِزْقُهَا وَيَعْلَمُ مُسْتَقَرَّهَا وَمُسْتَوْدَعَهَا كُلٌّ فِي كِتَابٍ مُّبِينٍ
(смысл): «И нет ни одного живого существа на земле, пропитание которого не взял бы на себя Аллах. И знает Он его место пребывания, срок жизни и могилу, когда оно умрёт. Все это записано в ясной [Хранимой] книге.» («Сафват ат-тафасир», сура Худ: 6)
Раз Всевышний Аллах – Творец всего сущего, и раз мы в это верим, мы должны понимать, что Он взял на себя заботу о нашем уделе. Так почему же мы переживаем так сильно? Потому что мы слишком многое берём на себя – то, что не должны на себя брать, и это уже зависит от степени упования человека.
От ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَوْ أَنَّكُمْ تَتَوَكَّلُونَ عَلَى اللهِ حَقَّ تَوَكُّلِهِ لَرَزَقَكُمْ كَمَا يَرْزُقُ الطَّيْرَ، تَغْدُو خِمَاصاً وَتَرُوحُ بِطَاناً
«Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то получали бы свой удел так же, как получают птицы, которые улетают утром с пустым животом, а вечером (в конце дня) возвращаются с полным». (Имам Ахмад, 373; Тирмизи, 2344; Ибн Маджах, 4164; Ибн Хиббан, 730)
Здесь всё зависит от степени упования человека на Творца. И вообще, о том, как верующий человек должен реагировать на подобного рода бедствия и проблемы, говорится в хадисе Пророка ﷺ, который передаёт имам Муслим от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):
الْمُؤْمِنُ الْقَوِيُّ، خَيْرٌ وَأَحَبُّ إِلَى اللهِ مِنَ الْمُؤْمِنِ الضَّعِيفِ
«Для Всевышнего Аллаха сильный (телом и верой) верующий лучше и любимее, чем слабый верующий». (Имам Ахмад, 8791; Муслим, 2664; Ибн Маджах, 79; Ибн Хиббан, 5721)
В этом хадисе, согласно комментаторам, под словами «сильный раб» подразумевается сила духа, сила упования человека и твёрдость его убеждений. Тем самым Пророк ﷺ даёт нам установку на всю жизнь: стремись к тому, что приносит пользу в этом мире и на том свете, и проси в этом помощи у Аллаха, не будь слабым, не падай духом, не жалей себя, будь сильным, смелым, уповай на Аллаха.
Если тебя постигла какая-то беда, то не говори: если бы я поступил так-то, то было бы так-то. То, что прошло, прошло – об этом не думай и не предполагай какое-то другое развитие событий, а скажи: «Это предопределение Аллаха, чего хотел Всевышний, то и случилось». А все эти «если бы», сомнения, слабости открывают дверь сатане.
Беды, проблемы, которые нас постигают – ведь это всё предписано, этого не изменить, Всевышний Аллах (хадис от имама Муслима) предписал всё задолго до сотворения небес и земель, и тем более – задолго до появления нас на этом свете. Что Он предписал, то и будет происходить.
Одиночество и социальный мозг
Изоляция, социальная дистанция, люди в масках – эти ограничения были непривычными и, конечно, повлекли за собой серьёзные психологические последствия для нас. Также огромным стрессом для многих стала потеря работы или достойной должности, смена привычного круга общения.
Если люди семейные признавались, что в этот период у них был просто психоз, то одиночество одиноких усугубилось ещё больше. Психологи выделяют одиночество и выпадение из привычного круга общения как главный стресс-фактор во время пандемии.
Ислам даёт рекомендации, как относиться к такого рода социальным потерям. С точки зрения Ислама ценности заключены не вовне, а внутри человека, то, что материально, имеет тенденцию к появлению и исчезновению, таково свойство каждого объекта материального мира.
- Что касается того, что мы теряем тех, к кому привыкли, тех, с кем были близки, то здесь возникает вопрос: а разве у верующего должно возникать такое чувство привыкания к людям? И разве отсутствие этих людей должно так сильно беспокоить и вызывать чувство одиночества?
- Верующий человек в первую очередь должен быть привязан ко Всевышнему Аллаху, и истинно верующий человек не может испытывать одиночества, кто бы рядом с ним ни отсутствовал, даже если он останется один во всём мире. Потому что Тот, Кто вечно с ним, Живой. А с людьми всё равно в конце концов придётся разлучиться.
Относительно привязанности к людям в хадисе, который передаёт Хаким и Табарани от Сахля ибн Са‘да (да будет доволен им Аллах), Пророк ﷺ сказал:
يَا مُحَمَّدُ، عِشْ مَا شِئْتَ فَإِنَّكَ مَيِّتٌ، وَاعْمَلْ مَا شِئْتَ فَإِنَّكَ مَجْزِيٌّ بِهِ، وَأَحْبِبْ مَنْ شِئْتَ فَإِنَّكَ مُفَارِقُهُ، وَاعْلَمْ أَنَّ شَرَفَ الْمُؤْمِنِ قِيَامُ اللَّيْلِ، وَعِزِّهُ اسْتِغْنَاؤُهُ عَنِ النَّاسِ
«Ко мне явился Джибриль и сказал: “О Мух'аммад, живи сколько хочешь, поистине – ты смертен. Делай, что хочешь, ты будешь вознаграждён за это. Люби кого хочешь, ты всё равно расстанешься с ним. И знай, что достоинство верующего (муъмина) в совершении им ночной молитвы, а величие его заключается в том, чтобы не нуждаться в людях”». (Табарани, «Аль-Му‘джам альавсат», 4278; Хаким, «Аль-Мустадрак ‘аля Ас-Сахихайн», 7921; Байхаки, «Шу’аб аль-Иман», 10057)
Конечно, это обращение ко всей умме, к каждому из нас. Здесь Пророк ﷺ учит, что привязанность к людям должна быть умеренной, с ними в любом случае придётся расстаться, их в любом случае придётся покинуть, или же они раньше нас покинут, и в любом случае придётся остаться один на один с Вечным Творцом.
- Больной вопрос для тех, кто заболел и в силу своего состояния в полной мере не может выполнять религиозные обязанности, а также желательное поклонение, которое есть в жизни каждого человека, выполняющего тарикатские задания: какой обязательный минимум мусульманин должен выполнять, несмотря на боль и температуру или после пика болезни?
- Конечно же, нет никакой уважительной причины пропускать обязательную молитву, её можно совершать и сидя, и лёжа. А что касается желательного поклонения, то одна из милостей для нашей общины в том, что за желательные поклонения, если ты постоянствовал в них до болезни, записывается вознаграждение и во время болезни, если они были пропущены по её причине.
От Абу Мусы Аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا مَرِضَ العَبْدُ أَوْ سَافَرَ كُتِبَ لَهُ مِثْلُ مَا كَانَ يَعْمَلُ مُقِيماً صَحِيحاً
«Когда раб Аллаха болеет или находится в пути, ему записывается совершение того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым». (Имам Ахмад, 4/410; Бухари, 2996; Абу Дауд, 3091)
- Что вы можете посоветовать людям, которые испытывают сильный страх перед болезнью и её последствиями?
- Страх перед этой болезнью – это по сути страх перед смертью. В период пандемии многие люди паническим образом начали бояться смерти. В принципе, верующий не должен бояться смерти из-за самой смерти, так как факт её наступления неизбежен, это то, что нам предписано, и что мы не можем изменить, каждая секунда, каждый вздох рассчитан, записан, и уже идёт их обратный отсчёт. Как только в утробе матери нам исполнилось 120 дней, Всевышний Аллах отправил ангела, который записал всё это.
Мы можем умереть сегодня или завтра из-за коронавируса или из-за куска хлеба, который застрянет в горле, причин тысячи, миллионы, и бояться этого, тем более панически, бессмысленно, если человек верит, что его дни сочтены.
Бояться нужно того, что будет после смерти, из-за неизвестности того, как ты умрёшь, что тебя ожидает после смерти. Так и жили праведники. И этот страх не должен меняться от того, что наступила пандемия, возникла какая-то опасная ситуация. Этот страх того, кем ты умрёшь и что тебя ожидает после смерти, должен быть постоянным.
- Многие пережили потерю близких людей, это боль на всю жизнь, и винят они в этом и болезнь, и мировое сообщество, но мусульмане понимают, что на всё Воля Аллаха. Можно ли так относиться к пандемии, или нет ничего зазорного в том, чтобы винить болезнь?
- Обвинение болезни – это непонимание нашей религии. И непонимание того, что за каждой причиной стоит Тот, Кто создаёт эти причины и порождает их последствия. Даже на последствия причина не действует сама по себе, и причина, и следствия – это творения Аллаха, Его действия.
Ведь в хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), сообщается, что Посланник Аллах ﷺ сказал:
وَاعْلَمْ أَنَّ الأُمَّةَ لَوْ اجْتَمَعَتْ عَلَى أَنْ يَنْفَعُوكَ بِشَيْءٍ لَمْ يَنْفَعُوكَ إِلاَّ بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ لَكَ، وَلَوْ اجْتَمَعُوا عَلَى أَنْ يَضُرُّوكَ بِشَيْءٍ لَمْ يَضُرُّوكَ إِلاَّ بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَيْكَ، رُفِعَتِ الأَقْلاَمُ وَجَفَّتْ الصُّحُفُ
«И знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты от бумаги, а страницы высохли». (Имам Ахмад, 2669; Тирмизи, 2516)
И тут, если мы обвиняем болезнь, то в какой-то степени обвиняем и Аллаха. Потому что болезнь сама по себе ни на что повлиять не может. Аллах оказывает влияние, Аллах совершает эти действия.
- И напоследок вопрос об изоляции или карантине, в целом – о тех мерах, которые предпринимает весь мир сейчас. Что о них сказано в Исламе?
- В Исламе говорится, что когда возникает такая беда, как эпидемия, нужно изолироваться. Само понятие «карантин» исходит от Пророка ﷺ.
От Усамы ибн Зайда (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
إِذَا سَمِعْتُمْ بِالطَّاعُونِ بِأَرْضٍ فَلَا تَدْخُلُوهَا، وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلَا تَخْرُجُوا مِنْه
«Если услышите, что на какой-нибудь земле распространилась чума, не приезжайте туда, а если она начнётся на той земле, где вы уже находитесь, не покидайте её». (Имам Ахмад, 21798; Бухари, 5728)
- Большое спасибо за то, что нашли время в вашем плотном графике и ответили на вопросы, которые актуальны на сегодняшний день для каждого человека.
После каждой беды наступает радость, после дождя обязательно выглядывает солнышко, а беды не могут длиться бесконечно, таким простым мудростям нас учат стрессовые ситуации.
Всё, абсолютно всё происходит по воле Аллаха – этому учат нас ситуации настолько необычные, что ещё год назад мы и подумать не могли, что наша сегодняшняя действительность станет для нас привычной.
Истинная вера в сердце – это особенное отношение к бедам, это принятие в такое время, что принять кажется невозможным. Это упование на Аллаха, которое, сколько бы ни говорил себе, что уповаешь, проверяется в пиковый момент, в момент безысходности и отчаяния. И в этом раскрывается смысл слов Всевышнего: «Но неужели вы, о верующие, полагали, что войдёте в Рай без испытания…»
Беседовала Айша Тухаева
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Источник: Исламдаг.ру